Содержание
- 1 Проект «Электронная книга против бумажной: что лучше запоминается»
- 2 Проект «Сравнение зрительной и слуховой памяти»
- 3 Проект «Способы улучшения памяти»
- 4 Проект «Влияние музыки на память»
- 5 Проект «Кратковременная память»
- 6 Проект «Оценка эффекта Раншбурга»
- 7 Проект «У мальчиков или у девочек лучше память»
- 8 Проект «Влияет ли возраст на память»
- 9 Проект «Влияние цвета на запоминание»
- 10 Проект «Влияние диеты на память»
- 11 Проект «Влияет ли запах на запоминание»
- 12 Заключение
Память – это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Память человека относится к основным познавательным процессам, являясь важнейшей составляющей интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни.
Основывается на трех процессах:
- запоминание;
- сохранение;
- воспроизведение.
Человеческая память разделяется на множество видов. По участию воли в ее процессах она делится на:
- произвольная;
- непроизвольная.
По длительности хранения выделяют 5 видов:
- мгновенная;
- кратковременная;
- промежуточная;
- долговременная;
- генетическая.
По способам восприятия выделяют 4 вида:
- образная;
- словесно-логическая;
- двигательная;
- эмоциональная.
По преобладающему органу чувств она делится на:
- зрительная (визуальная память);
- слуховая;
- тактильная;
- моторная;
- обонятельная;
- вкусовая.
В следующих проектах мы проведем исследовательскую работу и узнаем, от чего зависит память человека, какая методика развития памяти самая эффективная, как работает память человека, существует ли музыка для запоминания.
Проект «Электронная книга против бумажной: что лучше запоминается»
Всё чаще ученики читают электронные книги, а также ищут и собирают информацию в интернете. В этом опыте вы узнаете, с помощью какого вида чтения – на экране компьютера или на бумаге – лучше формируется детская память, а также какой носитель эффективнее помогает запомнить прочитанное.
Выясните, какой вид чтения больше развивает память ребенка: чтение на компьютере или бумажные книги.
Что нам понадобится:
- компьютер;
- принтер;
- бумага;
- таймер или часы;
- карандаш;
- как минимум 20 добровольцев.
Ход эксперимента:
- Проведите тест на визуальную память: составьте два списка слов, которые участники должны изучить, а затем попытаться запомнить. Эти списки должны отличаться, но быть одного уровня сложности.
- В текстовой программе напечатайте один список, распечатайте его.
- Повторите то же самое со вторым списком.
- Покажите участнику список слов на экране компьютера. Дайте ему 30 секунд на изучение.
- Затем уберите компьютер и попросите его перечислить столько слов, сколько ему удастся вспомнить.
- Теперь повторите те же действия со списком на листе бумаги.
- Записывайте количество слов, которые остались в памяти после каждого этапа теста.
- Повторите шаги 5-8 с каждым участником.
- Вначале запишите результаты всех участников на одном этапе тестирования (со списками слов либо на бумаге, либо на экране компьютера), чтобы предотвратить погрешности вследствие усталости и отличающегося вида методики.
- Проанализируйте полученные результаты. Можно ли утверждать, что один источник для чтения имеет свои преимущества перед другим и позволяет запомнить больше слов?
- Дополнительный этап: через 1 или 2 дня попросите участников перечислить слова, которые они смогли запомнить во время тестов. Запишите, сколько слов, прочитанных на компьютере и на бумаге, им удалось запомнить. Таким образом, будет оценена не кратковременная, а долговременная память. Отличаются ли результаты?
Вывод:
Действительно ли экран или бумага помогают запомнить больше слов? Какой носитель лучше развивает память у детей? Детям рекомендовано покупать электронные или бумажные книги? Выскажите аргументы за и против.
Проект «Сравнение зрительной и слуховой памяти»
Часто говорят, что чтение вслух помогает лучше запомнить то, что вы читаете, но очевидные факты, подтверждающие эту теорию, весьма скудные. Этот проект предусматривает проведение простого хорошо контролируемого научного эксперимента для проверки и определения влияния чтения вслух на развитие слуховой памяти.
Цель – выяснить, чем полезно чтение вслух.
Что нам понадобится:
- компьютер с доступом в интернет;
- цветной принтер;
- цифровой фотоаппарат;
- обычные канцелярские принадлежности (бумага, картон, клей и т.д.);
- 40 добровольцев.
Ход эксперимента:
- Подробно изучите соответствующую литературу.
- Изучите все понятия и вопросы , приведённые здесь.
- Найдите и распечатайте интересные изображения, связанные с вашей темой.
- Подготовьте один список из 40 случайно подобранных слов, перечисленных в свободном порядке.
- Разделите добровольцев в случайном порядке на две группы.
- Участники первой группы должны молча изучать список слов на протяжении 20 минут.
- Участники второй группы будут читать вслух на протяжении 20 минут. Добровольцев нужно тестировать отдельно, чтобы они не мешали друг другу во время чтения.
- Попросите каждого участника вспомнить столько слов из списка, сколько он сможет.
- Подробно запишите полученные результаты.
- Проанализируйте их.
- Подготовьте подробный отчёт.
- При подготовке экспозиции для научной выставки, включите графики, диаграммы, демонстрации.
Вывод:
Как работает зрительная память? Как работает слуховая память? Как лучше читать: вслух или про себя?
Проект «Способы улучшения памяти»
В этом опыте мы протестируем различные методы, которые могут обеспечить улучшение памяти. Участники будут проходить тестирование до и после изучения методов запоминания. Это позволит эффективно оценить их пользу.
Наша память состоит из сложных нейронных связей, которые позволяют запоминать простые вещи, такие как собственное имя или адрес, а также сложные последовательности (например, телефонные номера). По мере взросления память человека развивается. Подумайте о вашем первом воспоминании из детства. Сколько вам было лет? Многие люди не могут вспомнить ничего из того, что произошло в период до трёх лет их жизни. Поэтому, если наша память развивается на протяжении жизни, значит ли это, что мы можем тренировать свой ум точно так же, как и физическое тело? В этом исследовании ученики смогут выбрать три методики для развития памяти и проверить их эффективность.
Что нам понадобится:
- компьютер с доступом в интернет.
Ход эксперимента:
- Руководствуясь результатами вашего основного исследования, подберите три методики запоминания.
- Выберите, по крайней мере, 10 участников. Чтобы исключить расхождения вследствие пола и возраста, выберите людей одного пола и возраста.
- Пусть каждый участник пройдёт тест для памяти. Этот начальный тест поможет проконтролировать способность к запоминанию перед тем, как перейти к применению методик изучения, выбранных вами в ходе исследования. Запишите результаты.
- После того, как все участники прошли тест, они могут приступать к изучению методик запоминания.
- На следующий день они должны пройти тот же самый тест. Запишите их оценки. Улучшились ли результаты?
- Повторите шаги 3-5 для каждой методики.
- Систематизируйте данные в таблице, затем постройте график, чтобы определить, какая методика оказалась самой эффективной.
Вывод:
Какая техника запоминания текстов является наиболее эффективной? Как лучше запомнить информацию? Как быстро натренировать память для запоминания текста?
Проект «Влияние музыки на память»
Считается, что музыка оказывает положительное влияние на когнитивные способности. Даже выделяют такой вид памяти, как музыкальная память.
Однако большинство фактов, подтверждающих эту теорию, основываются исключительно на слухах или рассказах. Это исследование направлено на изучение возможности использования музыки для запоминания информации.
Проведите опыт, который поможет протестировать взаимосвязь между звуком и запоминанием.
Главные цели этого проекта:
- Определить, действительно ли кратковременная память может подвергаться воздействию музыки.
- Изучить значение музыки для памяти, влияние музыкального сопровождения на качество обучения.
Что нам понадобится:
- компьютер с доступом в интернет;
- цветной принтер;
- цифровой фотоаппарат;
- обычные офисные принадлежности (бумага, картон, клей и т.д.);
- 20 или больше добровольцев.
Ход эксперимента:
- Прочтите обзоры по соответствующей теме.
- Изучите все необходимые понятия и вопросы.
- Найдите и распечатайте интересные изображения, связанные с данной темой.
- Делайте фотографии.
- Составьте список из 30 случайных слов в произвольном порядке.
- Поделите добровольцев на две группы (в случайном порядке).
- Участники первой группы должны изучать список на протяжении 15 минут в тихой комнате. На фоне должна звучать тихая инструментальная (классическая) музыка.
- Участники второй группы должны изучать список слов на протяжении 15 минут без музыкального сопровождения.
- Дайте каждому добровольцу 10 минут, чтобы записать столько слов, сколько он сможет вспомнить.
- Сравните результаты.
- Подробно изложите свои наблюдения.
- Проанализируйте полученные результаты.
- Изложите их в детальном отчёте.
- В процессе подготовки экспозиции для научной выставки включите интересные фотографии, диаграммы, модели.
Вывод:
Может ли прослушивание музыки для учебы и для запоминания повлиять на результаты теста? Почему мы запоминаем тексты песен лучше, чем стихи или поэмы? Насколько полезна музыка для запоминания текста? Подумайте, имеют ли одинаковый эффект влияние шума и влияние музыки на память и внимание человека? Почему?
Проект «Кратковременная память»
Долгосрочная память формируется в результате переноса информации из кратковременной памяти. Этот процесс довольно сложный. Зачастую, эта передача предполагает множество попыток, требуя концентрации и внимания.
Несмотря на то, что многие ученики при подготовке к экзаменам посвящают немало времени и энергии запоминанию нового, остальные решают «зазубрить» материал в последний момент. Это помогает в редких случаях, однако большинство людей не могут быстро перенести информацию из кратковременной памяти в долговременную. Кроме того, большинство людей способны удерживать в краткосрочной памяти от 5 до 9 единиц информации. В связи с этим они могут запомнить только несколько ключевых понятий или уравнений перед экзаменом. Изучение эффективности кратковременной памяти поможет понять, какие ограничения свойственны этому виду мыслительной деятельности и как выйти за их пределы.
Цель – определить, как кратковременная память хранит данные и сколько вещей одновременно человек может в ней удержать.
Что нам понадобится:
- 20 или более добровольцев;
- таблички с 20 числами, буквами или предметами;
- карандаши;
- бумага.
Ход эксперимента:
- Пусть участники сядут за парты.
- Каждый участник должен записать свой возраст, пол и любую другую информацию, которую вы хотите узнать. Вовсе не обязательно указывать имена.
- Объясните добровольцам, как будет проходить исследование. Расскажите, что им будет показана последовательность чисел, букв и картинок. Их задача – перечислить столько объектов, сколько они смогут. Скажите, что они не должны угадывать, а перечислять только то, что запомнили.
- Покажите им последовательность чисел. Например, ту, которая приведена ниже. Вы можете использовать проектор или написать числа на картоне или доске.
- Показывайте последовательность на протяжении 10 секунд.
- Затем участники должны записать всё, что запомнили.
- Сделайте перерыв (одну минуту).
- Покажите последовательность букв. Например, ту, которая представлена ниже.
- Последовательность букв тоже показывайте на протяжении 10 секунд.
- Участники должны записать столько букв, сколько им удалось запомнить.
- Дайте им одну минуту перерыва.
- Теперь покажите последовательность изображений простых объектов. Вполне подойдут иллюстрации в стиле клип-арт.
- Удерживайте изображения 10 секунд.
- В данном случае участники тоже должны перечислить столько изображений, сколько им удалось запомнить.
- Сделайте перерыв на одну минуту.
- Соберите листы, сравните результаты.
Числа:
7 19 86 3 55 17 43 26 97 11 2 74 56 93 12 84 33 1 19 52
Буквы:
П Л Ф Е Т Г Б В Ь Х З К О С К Т Б Д А Ж
Вывод:
Каковы отличия между кратковременной и долговременной памятью? Можно утверждать, что кратковременная и долговременная память существуют благодаря работе разных участков мозга? Какие инструменты используются для повышения объёма и продолжительности кратковременной памяти? Как лучше запомнить текст?
Проект «Оценка эффекта Раншбурга»
Если единицы информации представлены в коротких последовательностях, людям сложнее вспомнить повторяющиеся элементы. В этом опыте ученики смогут оценить, среди представителей какой возрастной группы этот эффект распространён больше. Встречается ли он чаще у людей старшего возраста или у молодых?
Этот опыт поможет понять, какой возраст больше подвержен эффекту Раншбурга.
Что нам понадобится:
- добровольцы;
- компьютер;
- секундомер;
- принтер;
- бумага;
- ручки;
- блокнот.
Ход эксперимента:
- Пригласите около 40 добровольцев. Возраст половины из них должен составлять 18-30 лет. Возраст второй группы должен составлять 55-70 лет. Важно, чтобы каждая группа включала одинаковое количество мужчин и женщин.
- Составьте список десяти разных повседневных предметов.
- Составьте ещё один список простых предметов, где три из них будут дважды повторяться.
- Зачитайте вслух первый список 10 участникам молодого поколения (среди которых должно быть 5 мужчин и 5 женщин) и 10 участникам старшей возрастной категории (количество мужчин и женщин тоже должно быть одинаковым).
- Через 10 минут попросите их записать все перечисленные предметы, которые им удалось запомнить.
- Зачитайте вслух второй список (содержащий повторяющиеся объекты) 10 участникам младшей возрастной категории (среди которых должны быть 5 мужчин и 5 женщин) и 10 участникам старшего возраста (с равным количеством мужчин и женщин).
- Через 10 минут попросите их записать все предметы, которые удалось запомнить.
- Проанализируйте и сравните результаты. Теперь сравните результаты тестирования участников старшего поколения в обеих группах.
Вывод:
Как вы считаете, эффект Раншбурга более выражен у молодых людей или у людей старшей возрастной категории? Можно ли утверждать, что у людей старшего поколения эффект Раншбурга встречается чаще? Какие общие тенденции у работы памяти в пожилом возрасте?
Проект «У мальчиков или у девочек лучше память»
Ученики смогут выяснить, есть ли какие-то различия в том, как мальчики и девочки запоминают информацию.
Что нам понадобится:
- в опыте должны принять участие, по меньшей мере, 10 мальчиков и 10 девочек;
- таймер или часы;
- ручка;
- бумага.
Ход эксперимента:
- Найдите онлайн-тест для проверки памяти детям и составьте свой собственный тест на его основе.
Дополнительные материалы:
Таблица
| Средний % правильных ответов | Примечания |
Мальчики |
|
|
Девочки |
|
|
Вывод:
Чьи результаты лучше: у мальчиков или у девочек?
Проект «Влияет ли возраст на память»
Память человека – это способность запоминать данные, которые откладываются в долгосрочной или в кратковременной памяти. Кратковременная память включает имена людей и другие данные, которые поступают в мозг в повседневной жизни. Долговременная память хранит воспоминания многолетней давности. К 20 годам мозг начинает терять клетки. С возрастом способность запоминать снижается.
Цель – узнать, есть ли взаимосвязь между памятью и возрастом, а также понять, что важно для развития памяти у людей разных возрастов: для детей, подростков и взрослых.
Что нам понадобится:
- 25 добровольцев: 5 – от 4 до 7 лет, 5 – от 12 до 15 лет, 5 – 20 лет, 5 – 40 лет, 5 – 60 лет;
- компьютер и принтер;
- 6 карточек;
- ножницы;
- клей-карандаш;
- маркер;
- бумага;
- карандаш;
- секундомер или таймер.
Ход эксперимента:
- Соберите все необходимые материалы. Определитесь с добровольцами. Вы будете тестировать каждого участника отдельно.
- На компьютере, используя шрифт Times New Roman 36, напишите буквы в любой последовательности. Например: З Т А Д Л О В Ц Л П К Х Ж Т Б Р К С Э Р Х М Б Р В Ю НФ Ц К З Т Х И В Е А В М П А Ж.
- Разрежьте ряд букв на 6 частей (чтобы в каждой последовательности было по 7 знаков). Приклейте каждый листок на отдельную карточку.
- Дайте каждому участнику бумагу и карандаш. Пусть они запишут свой возраст в верхней части страницы. Протестируйте память каждого участника индивидуально. Покажите последовательность букв, удерживая каждую из них на протяжении 5 секунд, а затем попросите записать на листе бумаги всё, что удалось запомнить. Повторите опыт и покажите пять остальных карт.
- Посчитайте процент правильных ответов для каждого участника. Чтобы вычислить проценты, поделите количество возможных букв (42) на количество правильных ответов. Запишите результаты.
- Проанализируйте их, сделайте заключение.
Вывод:
Какие возрастные изменения памяти удалось выявить в процессе проведения опыта?
Проект «Влияние цвета на запоминание»
Цвет используется в повседневной жизни для передачи сигналов – красный означает опасность, жёлтый – предостережение, и т.д. Банки часто используют синие и зелёные тона, чтобы убедить людей. Цвета могут пробудить определённые эмоции, но способны ли эти эмоции повлиять на память?
Цель – определить, может ли цвет повлиять на запоминание.
Что нам понадобится:
- карточки;
- разноцветные маркеры;
- чёрный маркер.
Ход эксперимента:
- Пригласите добровольцев из школы или другой общественной организации. Запишите их имена и контактные данные.
- Найдите несколько малоизвестных исторических дат.
- Запишите их на карточках три раза. На лицевой стороне укажите дату. На обратной стороне – событие, относящееся к этой дате (события пишите чёрным цветом). Даты записывайте следующим образом:
- Один набор событий напишите чёрным цветом.
- Ещё один набор событий заполните разноцветными маркерами. Учитывайте, что каждый цвет имеет свою тенденцию и имеет определённый код, связанный с теми или иными эмоциями (например, красный – опасность, и т.д.).
- Третий набор событий запишите разноцветными маркерами в произвольном порядке. В этом случае не принимайте в расчёт никакие эмоциональные оттенки и тенденции цветов.
- Поделите список на три группы: 1. контрольная группа; 2. группа, которая будет работать с карточками, заполненными с учётом цветовых тенденций; 3. группа, которая будет работать с цветными карточками, заполненными в произвольном порядке.
- Протестируйте каждого участника отдельно. Дайте ему соответствующий его группе набор карточек. Позвольте посвятить их изучению столько времени, сколько потребуется. Но следите, чтобы он не смотрел обратную сторону!
- Когда участник завершит изучение карточек, заберите их и проведите тест. Тест на проверку памяти может быть как письменный, так и устный. Запишите результаты. Сколько времени заняло изучение? Насколько точными оказались ответы?
- На следующий день повторите тест ещё раз. На этот раз не давайте возможности изучить карточки. Этот тест поможет проверить, как функционирует долговременная память.
Вывод:
Как улучшить память с помощью разных цветов?
Проект «Влияние диеты на память»
Существует мнение, что некоторые фрукты, овощи, злаки, рыба помогают улучшить здоровье вашего мозга. Диета, богатая такими продуктами, поможет повысить способность запоминать и сможет защитить организм от различных заболеваний, например, болезни Альцгеймера. В этом опыте вы сможете определить, помогает ли эта диета улучшить память.
Этот опыт позволит определить, как улучшить память взрослому, меняя питание и включая в него продукты, которые считаются естественными стимуляторами для мозга.
Что нам понадобится:
- продукты питания, улучшающие работу мозга (например, крестоцветные овощи, зелёные листовые овощи, красные или фиолетовые овощи, лук, рыба и еда, богатая фолиевой кислотой);
- около 30 добровольцев;
- компьютер;
- принтер;
- блокнот.
Ход эксперимента:
- Найдите необходимые продукты питания.
- Создайте несколько тестов памяти. Например, следующие:
- Прочесть список из 25 предметов. Через 10 минут попросить участников записать столько, сколько им удалось запомнить.
- Показать участникам картинку, содержащую множество предметов. Дать минуту на изучение. Через час предложить перечислить объекты, которые они увидели на картинке.
- Попросите их описать погоду за последние 7 дней.
- Попросите участников пройти тест. Запишите результаты каждого тестирования.
- Попросите половину участников изменить свой рацион приблизительно на 3 недели и включить продукты питания, повышающие работоспособность мозга. Пусть эта группа ведёт дневник питания, чтобы вы понимали, насколько каждый участник придерживается «новой» диеты. Другая половина должна придерживаться своего привычного повседневного рациона.
- Через три недели повторите тестирование. Немного измените детали тестов, чтобы участникам не пришлось проходить одни и те же задания. Проанализируйте новые результаты.
Вывод:
Произвела ли диета какие-либо заметные изменения, повлиявшие на память? Действительно ли те участники, которые внесли изменения в свой рацион, показали лучшие результаты?
Проект «Влияет ли запах на запоминание»
В этом опыте участники попытаются «связать» конкретные воспоминания с запахами. Они смогут определить, действительно ли определённый запах, сопровождающий то или иное событие, улучшает качество воспоминаний.
Этот опыт поможет узнать, влияет ли запах на память.
Что нам понадобится:
- добровольцы;
- 20 изображений повседневных предметов;
- 20 карточек;
- ножницы;
- клей;
- 20 разных запахов;
- коробка;
- бумага;
- карандаши;
- блокнот для записей.
Ход эксперимента:
- Сделайте 20 карточек с изображением повседневных объектов.
- Соберите 20 разных источников запаха: свечи, духи, одеколон, продукты и т.д. Назначьте запах для каждой карточки.
- Пригласите приблизительно 20 добровольцев (10 взрослых мужчин и 10 взрослых женщин).
- Покажите им каждую карточку. В процессе демонстрации изображений, попросите их понюхать запахи, привязанные к карточкам. На каждый пример должно уйти около 15 секунд. Источники запаха спрячьте в коробку, чтобы их не могли видеть.
- Через два часа попросите перечислить предметы на карточках.
- Проанализируйте списки. Определите предметы, которые были упущены всеми участниками (или большинством из них).
- Попросите каждого участника понюхать определённый запах, который соответствует тому изображению, которое он пропустил во время выполнения теста. Выделите одну минуту для каждого воспоминания и запишите те предметы, которые были пропущены в ходе выполнения задания.
- Запишите, насколько часто запах помогал вспомнить пропущенные предметы.
- Проанализируйте результаты. Сколько времени потребовалось для того, чтобы участники вспомнили изображение при помощи соответствующего запаха? Можно ли утверждать, что женщины справились с этим заданием лучше (или наоборот)?
Вывод:
Может ли использование ароматов повлиять на запоминание? Можно ли утверждать, что запах по-разному влияет на способность вспомнить у мужчин и у женщин? У кого память лучше: у мужчин или женщин?
Заключение
Мы рассмотрели основные факторы, влияющие на развитие памяти, узнали про особенности памяти человека и способы улучшения памяти. На основе полученных знаний вы можете продолжить исследовательскую работу и узнать больше, например, о загадках памяти или мнемотехнике для запоминания текста.