Цвет вокруг нас и его влияние на настроение

Цвет – это способность воспринимать глазами волны света и затем обрабатывать эту информацию мозгом. Каждая волна соответствует определенному спектру. Существует три основных цвета: красный, синий, желтый. Однако количество цветов и оттенков, получаемых при их смешении, огромно.

Цветовой круг – это способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обычно в виде круга. Его секторы размещены определенным образом и составляют гармоничные композиции независимо от того, в каком порядке их сочетают. Такие сочетания называются цветовыми схемами.

Цвета имеют большое значение в нашей жизни. Мы учим цвета с самого раннего детства, их восприятие имеет индивидуальные особенности, с их помощью мы формируем вокруг себя комфортное пространство. Цвет в искусстве – это отдельная объемная тема для изучения, связанная с выражением человеком его восприятия мира через такие элементы, как композиция, пространство, фактура, колорит.

С помощью следующих опытов мы изучим цвета вокруг нас, их взаимодействие между собой и окружающим миром и то, как они могут влиять на нас.

Проект «Цвет вокруг нас»

Если пропустить солнечный свет через призму, она разделит его лучи на цвета. Цветовой спектр – это полученные в результате такого действия цвета, которые способен воспринимать человеческий глаз. Они включают красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

В этом проекте дети будут наблюдать, записывать и создавать наборы цветов, которые они видели в природе, повышая свою наблюдательность.

Что нам понадобится:

  • хорошие дни для прогулки;
  • простой недорогой цифровой фотоаппарат (такой, который смогут использовать дети);
  • цветной принтер;
  • стопка картона разных цветов (для каждого дня), размером 21 на 28 см, а также нитка или степлер;
  • клей;
  • маркер.

Ход эксперимента:

  1. Выберите «цвет этого дня».
  2. Отправляйтесь на прогулку по окрестностям.
  3. Каждый раз, когда будете находить этот цвет, делайте фотографии.
  4. Позже распечатайте лучшие фотографии.
  5. Используя фотографии, картон, соответствующий по цвету этому дню, а также клей, сделайте постер. В названии постера укажите соответствующий цвет.
  6. В качестве альтернативного варианта вы можете сделать книгу (вместо постера).
  7. Повторите предыдущие пункты для каждого цвета. Когда у вас соберётся коллекция постеров, вы можете сделать книгу.

Вывод:

Что такое цветовой спектр? О чем может говорить выбранный цвет дня? Можно ли описать с его помощью настроения?

Проект «Идеальное освещение для макияжа»

Вы закончили делать макияж, но посмотрели в зеркало и поняли, что результат вам не очень нравится. Если вы когда-нибудь делали макияж или подбирали одежду перед праздником Хеллоуин, вы знаете, что при разном освещении макияж будет отличаться. Благодаря этому эксперименту вы сможете определить, лампы какого типа позволяют получить «правильный» внешний вид. Иными словами, какие лампы помогают создать освещение, наиболее приближённое к солнечному свету?

Цель – определить, какая лампочка обеспечивает свет, максимально похожий на солнечный.

Что нам понадобится:

  • лампочка накаливания;
  • светодиодная лампочка;
  • лампочка полноспектрального света;
  • лампа;
  • губная помада;
  • тени для век;
  • подводка для глаз;
  • лист белой бумаги;
  • карандаш;
  • блокнот.

Ход эксперимента:

  1. Возьмите белый лист бумаги. Это ваша косметическая палитра. Нанесите мазки, используя все виды косметических средств, имеющиеся в наличии. Внимательно рассмотрите мазки при хорошем солнечном освещении. Какого они цвета? Запишите свои наблюдения.
  2. Зайдите в совершенно тёмную комнату. Теперь вы проверите работу лампочек, включая их поочерёдно. Установите лампу на столе и вкрутите лампочку накаливания. Включите свет и рассмотрите мазки на бумаге. Отличаются ли они чем-то? Если вы заметили какие-либо отличия, запишите в блокноте.
  3. Теперь замените на светодиодную лампу. Включите свет и снова внимательно присмотритесь к полосам, нанесённым на листе бумаги. Вы замечаете какие-то изменения? Если да, запишите свои наблюдения в блокноте.
  4. Теперь включите лампу полноспектрального света. Если вы заметили какие-то изменения, зафиксируйте свои наблюдения.
  5. Лампа какого типа позволила создать освещение, максимально приближённое к солнечному? А какая лампа исказила цвета?

Вывод:

Лампа полноспектрального света позволяет получить освещение максимально приближённое к солнечному. Почему? Свет не настолько стабилен, каким мы привыкли его считать: он значительно сложнее! Цвет работает следующим образом: если вы находитесь на улице в солнечный день, вы окружены всеми цветами видимого света, потому что солнечный свет охватывает все цвета радуги. Когда он падает на объект, поверхность этого предмета поглощает все лучи света, за исключением определённого цвета, отражение которого воспринимает наш глаз. Например, красное яблоко поглощает весь свет, кроме красного. Его отражение мы и воспринимаем, а мозг считывает информацию о том, что яблоко красное.

Цвета могут меняться в зависимости от источника света, поскольку не все лампочки излучают свет, подобный солнечному. Индекс цветопередачи (CRI) определяет способность лампочки отображать цвет на объектах. Индекс , например, светодиодных ламп будет отличаться от ламп полноспектрального света. Лампочки, показатель которых составляет от 90 до 100 показывают цвета лучше всего. Освещение, полученное при помощи таких ламп, аналогично солнечному свету.

У светильников также разная цветовая температура. Лампы, имеющие цветовую температуру 5000°К (градусов Кельвина), излучают свет больше похожий на солнечный. Цветовая температура светодиодных ламп составляет около 4000°К. Светильники, которые считаются «тёплыми», имеют цветовую температуру 3000°К. Пламя свечи создаёт очень «тёплый» свет (чуть меньше 2000°К). Тёплая температура передает желтоватые и красноватые тона, а более высокая цветовая температура передаёт синие тона.

Вот несколько примеров. Вы сидите у костра и видите тёплые красные и жёлтые цвета. А теперь вспомните, как выглядит пламя на плите. Оно синее. Если представить огонь, температура которого соответствует температуре Солнца, он бы излучал белый цвет спектра света (включая то излучение, которое мы не видим, например, ультрафиолетовое). Лампочка полного спектра имитирует эти свойства небесного светила, но не производит столько тепла.

Теперь попробуйте расширить эксперимент и проверить другие объекты. Как выглядит белый цвет при разных цветовых температурах? А как выглядит чёрный?

Проект «Какой цвет поглощает больше всего тепла?»

Если вы разложите несколько листов бумаги одинакового типа на Солнце в одно и то же время, нагреются ли они в равной степени? Давайте узнаем, существует ли температура у цвета!

Цель – выяснить, действительно ли одни цвета поглощают больше тепла, чем другие.

Что нам понадобится:

  • солнечный день;
  • пять листов цветной бумаги разных цветов: белый, красный, зелёный, синий, чёрный;
  • клейкая лента;
  • пять термометров;
  • таймер или часы с будильником;
  • разлинованный лист бумаги;
  • карандаш.

Ход эксперимента:

  1. Сложите каждый лист бумаги пополам (по длине).
  2. При помощи клейкой ленты соедините сложенный лист по длине, а также с одной короткой стороны, чтобы получились карманы.
  3. Нарисуйте таблицу. С левой стороны сделайте вертикальную колонку и перечислите цвета (белый, красный, зелёный, синий, чёрный). В верхней строке укажите числа от 0 до 10.
  4. Убедитесь, что все термометры показывают одинаковую температуру. Отметьте показатель этой температуры в графе «0» в таблице возле каждого цвета.
  5. Поместите по одному термометру в каждый бумажный карман. Затем поместите все кармашки на Солнце.
  6. Через каждые 10 минут проверяйте температуру в каждом кармане. Записывайте результаты. Повторите процедуру 10 раз.
  7. Теперь проанализируйте свои наблюдения. Как повышалась температура в каждом кармане? Происходило ли повышение температуры с одинаковой скоростью? Или же в одних карманах температура поднималась быстрее, чем в других? А какой была температура в конце эксперимента? Показатели в разных карманах отличались или достигли одинакового уровня?

Вывод:

Разные цвета по-разному отражают и поглощают солнечную энергию. Тёмные оттенки поглощают больше теплового излучения, а светлые отражают солнечный свет. Именно поэтому в чёрной одежде в солнечный день становится жарче, чем в белой.

Проект «Цвета, которые делают нас голодными»

Может ли цвет повлиять на желание употребить в пищу определённые блюда? Существует множество научных доказательств, подтверждающих то, что цвета обладают уникальной способностью вызывать желание, связанное с определёнными объектами, например, с едой. Вы рассмотрите, каким образом цвет может вызвать чувство голода. Ученики попытаются определить, какие цвета стимулируют аппетит, а какие наоборот, подавляют.

В ходе этого эксперимента вы определите влияние цвета на аппетит человека.

Что нам понадобится:

  • компьютер;
  • принтер;
  • программное обеспечение для презентации;
  • электронные изображения еды разных типов;
  • блокнот для записей и анализа результатов;
  • участники тестирования (хотя бы по 10 человек в каждой группе).

Ход эксперимента:

  1. Подготовьте несколько копий анкет с вопросам. Вы должны будете раздать анкеты всем участникам тестирования, чтобы проанализировать их предпочтения в еде. Несколько вопросов для примера (отвечая на вопросы, участники должны ставить оценку от 1 до 10):
    • Оцените уровень своего чувства голода в данный момент.
    • Оцените, насколько вам сейчас хочется сладкого.
    • Оцените, насколько вам хочется солёного в данный момент.
    • Хочется ли вам фаст-фуда (степень желания оцените по шкале от 1 до 10).
    • Насколько вам сейчас хочется здоровой пищи?
  2. Подготовьте презентацию. Каждый слайд должен иллюстрировать одно изображение. Создайте несколько версий презентации с разным цветовым оформлением фона для каждого слайда (например, синий, желтый, красный, коричневый). Оставляйте слайды без изменений, меняйте только цвет фона.
  3. Соберите первую группу участников тестирования в одной комнате за 1-2 часа до обеда или ужина.
  4. Попросите участников заполнить анкеты.
  5. Покажите им одну версию своей презентации. Запишите, какой цвет фона вы использовали для этой группы.
  6. Попросите участников повторно заполнить анкеты после просмотра презентации.
  7. Повторите шаги 3-6 для каждой версии презентации. Каждый раз приглашайте разные группы участников.
  8. Проанализируйте результаты анкет, заполненных до просмотра презентации, и после неё. Можно ли утверждать, что участники в определённых группах почувствовали голод сильнее, чем остальные? Какой цвет фона использовался в их презентации? Какие цвета не вызвали чувства голода вообще? Можно ли утверждать, что некоторые цвета способствовали возникновению желания съесть определённые виды продуктов?

Вывод:

Действительно ли существуют цвета, возбуждающие аппетит? Правда ли, что некоторые цвета подавляют аппетит?

Проект «Изменение предпочтений в цвете с возрастом»

В этом эксперименте вы сможете при помощи опроса оценить отличия цветовых предпочтений людей разного возраста. Если будут выявлены какие-то отличия, ученики попытаются определить причины изменений предпочтений в цвете с возрастом.

Этот эксперимент направлен на изучение изменений цветовых предпочтений с возрастом.

Что нам понадобится:

  • участники тестирования разного возраста (но с равным количеством людей мужского и женского пола);
  • компьютер;
  • принтер;
  • блокнот для записей и анализа результатов.

Ход эксперимента:

  1. Подготовьте анкеты для участников. Главная цель – проанализировать цветовые предпочтения. Несколько примеров вопросов:
    • Какой ваш любимый цвет?
    • Какие слова приходят на ум, когда вы думаете об этом цвете?
    • Оцените ваши предпочтения красного цвета по шкале от 1 до 10.
    • Оцените ваши предпочтения зелёного цвета по шкале от 1 до 10.
  2. Раздайте листы с анкетами всем участникам (по возможности, пригласите подростков, молодых людей, людей среднего возраста и пожилых). В каждой возрастной группе должно быть около 50 человек.
  3. Проанализируйте результаты опроса. Какой любимый цвет был назван чаще остальных (отдельно в каждой возрастной группе)? Вы заметили какие-то отличия между младшими и старшими участниками? Какие слова при описании любимых оттенков использовались чаще всего (отдельно для каждой возрастной группы)? Основываясь на эти словах, можете ли вы определить возможные причины, по которым люди предпочитают определённые цвета? Возможно, вы заметите, что слова «весёлый» и «яркий» использовались довольно часто для описания цвета в группе подростков, в то время как слова «спокойный» и «отдыхающий» чаще применялись участниками более старшего возраста. Основываясь на этой информации, вы сможете заключить, что люди старшего возраста больше предпочитают цвета, оказывающие успокаивающий эффект, а молодым людям нравятся преимущественно яркие и стимулирующие оттенки.

Вывод:

Меняются ли цветовые предпочтения с возрастом? Каковы причины изменений цветовых предпочтений с возрастом?

Проект «Движение цвета»

Поверхностное натяжение позволяет жидкости противостоять внешней силе. Оно действует как своего рода «барьер». Благодаря этому свойству некоторые объекты, обладающие более высокой плотностью, чем вода, могут плавать, а насекомые способны передвигаться по поверхности воды.

В этом эксперименте мы узнаем, можно ли создать движение в ёмкости и в результате подготовить удивительное цветовое шоу.

Что нам понадобится:

  • пищевые красители (любые цвета по вашему усмотрению);
  • молоко;
  • жидкость для мытья посуды;
  • большая ёмкость с высокими стенками.

Ход эксперимента:

  1. Налейте молока в глубокую миску (приблизительно на 1-2 см).
  2. Добавьте несколько капель на поверхность молока. Цвета, количество и порядок добавления – по вашему усмотрению.
  3. Добавьте 2 капли средства для мытья посуды внутрь. Начнёт происходить нечто невероятное. Что произошло?

Вывод:

На какие свойства может повлиять поверхностное натяжение? Какие эксперименты с цветом для детей вы можете придумать на основе этого проекта?

Проект «Цвета, образованные слиянием других цветов»

Контрольная точка – это переменная, которая не меняется во время проведения экспериментов. Это необходимо для сравнения после определённых изменений.

Переменные – это факторы, которые можно изменит. Независимая переменная – это то, что меняется во время экспериментов. Зависимые переменные – это то, что меняется в результате изменений независимых переменных.

Ученики получат некоторые основные сведения о физических и химических изменениях, а также о процессе работы с хроматографической бумагой, который включает физическое разделение смесей основных цветов. Они будут наблюдать разнообразные изменения, включающие слияние и разделение компонентов. Будут исследоваться различные методы применения хроматографии. Например, такие, которые используются для расследования преступлений, в фармацевтических компаниях при анализе количества конкретных химических веществ в продуктах, в больницах для определения содержания алкоголя в крови пациентов, экологами при изучении уровня загрязнения водоёмов. Ученики смогут не только испытать примеры применения этого метода на своём опыте, но и найти его практическое применение в повседневной жизни.

Этот научный проект поможет ученикам познакомиться с главными процессами научных исследований, таких как важность контроля, определение зависимых и независимых переменных, сбор данных, иллюстрированная и графическая презентация, способность высказывать собственные суждения и сопоставлять полученные сведения с результатами других исследований.

Цель – при помощи хроматографической бумаги определить, являются ли чёрный, коричневый, оранжевый и фиолетовый цвета чистыми или они представляют собой сочетание других цветов.

Что нам понадобится:

  • неперманентные маркеры: чёрный, коричневый, оранжевый, фиолетовый;
  • 2 больших кофейных фильтра;
  • ножницы;
  • 4 карандаша;
  • линейка;
  • клейкая лента;
  • 4 средних пластиковых стакана или банки средних размеров;
  • 4 плоских пластиковых тарелки;
  • 4 маленьких целлофановых пакета;
  • мерный стакан;
  • большая бутылка проточной воды.

Ход эксперимента:

  1. Сформулируйте задачу, над которой вы будете работать.
  2. Подготовьте листы бумаги с таблицами для записи результатов и своих наблюдений.
  3. Наденьте защитные очки, старую рубашку и передник для работы в лаборатории.
  4. Подготовьте все материалы.
  5. Поставьте 4 банки в ряд, промаркируйте их, указывая цвета маркеров, которые вы будете тестировать (чёрный, коричневый, оранжевый и фиолетовый).
  6. Подготовьте полоски для хроматографии. Используйте фильтр для кофе и отрежьте хотя бы 8 полосок (возможно, вы ошибётесь, поэтому потребуются дополнительные полоски). Длина полосок должна быть достаточной для того, чтобы их можно было обернуть вокруг карандаша и оставить один свободный конец, длина которого будет соответствовать высоте банки. Карандаш будет располагаться в верхней части банки, а полоска должна доставать до дна. Ширина полосок должна составлять приблизительно 2,5 см.
  7. Начертите карандашом линию на каждой полоске (на расстоянии 2 см с от края, который будет расположен в нижней части банки).
  8. Используя магические маркеры, поставьте точки немного выше линии, нанесённой карандашом. У вас получатся четыре полоски с разноцветными точками.
  9. При помощи мерного стакана налейте небольшое количество воды в каждую банку (в равных количествах).
  10. Приклейте бумажные полоски к карандашам. Каждый карандаш поместите верху, поперёк отверстия банки. Полоски должны касаться поверхности воды. Старайтесь, чтобы они не прилегали к краям банок.
  11. Подержите полоски в банках 5 минут.
  12. Извлеките каждую полоску и поместите на пластиковой тарелке, чтобы высохли.
  13. Понаблюдайте, что произошло с каждый полоской и запишите свои наблюдения в таблице.
  14. После того как полоски высохли, поместите их внутрь отдельных пластиковых пакетов, чтобы использовать для финального отчёта или выставки на научной ярмарке.
  15. Подготовьте отчёт и включите следующее: чёткое определение задач, гипотезы, перечень использованных материалов. Также укажите меры предосторожности. Опишите процедуру. Внесите все собранные данные и таблицу. Сформулируйте выводы. Также можете внести фотографии материалов, использованных во время эксперимента. Включите библиографию или использованные источники. Расскажите обо всём, что делали и опишите, что бы вы хотели сделать иначе в следующем проекте.

В каждой секции будут представлены соответствующие данные.

Цвет маркераЦвет перед хроматографиейЦвет после хроматографии
Чёрный

Коричневый

Оранжевый

Фиолетовый

Вывод:

Что такое хроматография и как изменяется цвет при применении этого метода? Как была изобретена бумажная хроматография? Если проанализировать части слова («хрома» и «граф»), вы можете догадаться, что значит это определение? Что такое смеси и как они изготавливаются? Что такое субстанции и как они изготавливаются? Каковы отличия физических и химических изменений? Как вы можете определить физическое изменение? А химическое? Что такое капиллярное действие? Что такое адгезия? Что такое сцепления? Что такое растворы? Какие цвета являются основными? Какие цвета являются вторичными? Каково практическое применение бумажной хроматографии? Существуют ли другие виды хроматографии? Что они собой представляют и как используются?

Проект «Сравнение аддитивного и субтрактивного способов смешения цвета в живописи и в жизни»

Когда свет падает на объект, происходит поглощение и отражение волн. Это значит, что красная рубашка не обязательно красная. Вы видите только те волны, которые отражаются. Именно их и воспринимает наш глаз. Мы не видим цветов в темноте, потому что недостаточное количество волн доходят до глаз. Это субстрактивный метод.

Аддитивный метод, с помощью которого получается смешение цветов, очень отличается от субстрактивного. Аддитивный метод основывается на смешении лучей света, а не на отражении определённых волн. Например, красный разбивает свет, как аддитивный цвет.

Ученики попробуют получить то, что они видят, используя цвета аддитивного (экран компьютера) и субстрактивного источника (глянцевый журнал). Они смогут воспроизвести субстрактивный цвет, но не аддитивный, потому что эти цвета действуют по-разному.

Ученики научаться отличать аддитивные и субстрактивные способы смешения цветов, и узнают об их отличиях, стараясь воспроизвести цвет в журнале и на экране компьютера. Различия между аддитивным и субстрактивным смешением цветов очень важны для художников и людей, которые работают со светом.

Что нам понадобится:

  • компьютер и монитор;
  • плакатные краски красного, синего, зелёного и жёлтого цвета;
  • кисточки;
  • цветные карандаши;
  • бумага;
  • линзы для увеличительного стекла;
  • глянцевый журнал.

Ход эксперимента:

  1. Включите компьютер и найдите в интернете два изображения. Одно должно содержать много фиолетового, а второе – много оранжевого цвета. Используя увеличительное стекло внимательно изучите отдельные пиксели на экране.
  2. Используя карандаши, воспроизведите то, что вы видите. Ваша репродукция должна включать 20 на 20 пикселей. Смысл заключается в том, чтобы воспроизвести увиденное на экране и получить более ясное понимание того, как отдельные цветные пиксели взаимодействуют. Изучите таким образом оранжевое и фиолетовое изображения.
  3. Изучите оранжевый набросок, который вы выполнили в предыдущем пункте и оцените приблизительно, сколько процентов каждый цвет внёс в общую картину. Например, вы могли заметить, что оранжевый набросок может включать 10% голубого, 50% жёлтого и 40% пурпурного цветов. Совместите плакатные краски этих цветов в соответствующих количествах и перемешайте. Понаблюдайте, как происходит слияние цветов красок. Какой цвет получился?
  4. Повторите шаг 3 с фиолетовым изображением.
  5. Возьмите глянцевый журнал. Вам нужно найти два изображения, на одном из которых преобладает оранжевый цвет, а на другом – фиолетовый. Изучите картинки через увеличительное стекло и сделайте зарисовки.
  6. Изучите оранжевый набросок. Оцените процентное соотношение цветов, которые позволили получить цельную картинку. Смешайте аналогичные цвета в таком же процентном соотношении. Посмотрите, удастся ли вам получить точно также же цвет, как в журнале.
  7. Найдите участок на мониторе компьютера, который кажется чисто белым. Изучите его через увеличительное стекло. Вы заметили что-то белое? Повторите то же самое с глянцевым журналом.

Вывод:

Что такое аддитивный способ смешения цветов? Что такое субстрактивный метод смешения цветов? Каковы отличия аддитивного и субстрактивного света? Какие цвета преобладают в разных направлениях живописи: символизме, экспрессионизме, модернизме? Почему цвет имеет большое значение в искусстве?

Проект «Тон кожи и предпочитаемый подтон одежды»

Всем людям присущи разные оттенки кожи. Кроме того, кожа разных людей отличается по тону. Тона могут быть тёплыми и холодными. Чтобы узнать свой тон кожи, достаточно взглянуть на внутреннюю часть локтя, где проходят вены. Если они зеленоватые, тогда вы обладаете тёплым тоном кожи, если же вены синеватые, тогда ваш тон кожи – холодный. Но если они кажутся зеленовато-синими, значит, вам нужно пройти следующие шаги для определения тона. Или вы относитесь к обладателям нейтрального тона.

Мы попробуем определить, действительно ли люди с холодным тоном кожи предпочитают холодные тона, а люди с тёплым тоном кожи – тёплые.

Что нам понадобится:

  • несколько участников с разным тоном кожи;
  • ручка и бумага для заметок.

Ход эксперимента:

  1. Для того, чтобы определить тон кожи, используйте 2 листа картона оранжевого и розового цветов. Приложите к лицу участника поочередно цветные листы и посмотрите, рядом с каким цветом лицо участника будет выглядеть здоровым и «светиться». Если это оранжевый лист, то у участника теплый тон кожи, если розовый — то холодный. Если оба листа подходят, что встречается редко — значит тон кожи нейтральный.
  2. Вы должны определить тон кожи всех участников.
  3. После того, как вы это сделали, попросите их назвать свои любимые цвета. Если они не могут выбрать среди нескольких цветов, тогда просто внесите все перечисленные цвета.
  4. Проанализируйте полученные результаты. Есть ли взаимосвязь между тоном кожи и любимым цветом человека?

Вывод:

Почему важно знать свой тон кожи? Для чего это нужно?

Заключение

Благодаря проведенным проектам вы изучили разные свойства цветов, разобрались в том, как они влияют на нас, провели смешение цветов красок. Попробуйте продолжить изучение и провести исследовательскую работу про влияние цвета на настроение человека. Или вы можете расшить изучение этой темы и провести необычную исследовательскую работу про то, как можно интерпретировать магию цвета и каким законам она подчиняется.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector