Что такое дрожжи и как из них делать хлеб?

Дрожжи относятся к микроскопическим грибам. Они представляют собой одноклеточные неподвижные микроорганизмы небольшого размера. Внешне они схожи с крупными видами бактерий, но благодаря своей структуре и методам размножения их относят к грибам.

Для дыхания дрожжевым клеткам нужен кислород. Хотя многие их виды могут временно обходиться без него, получая энергию от процесса брожения. В бескислородных условиях брожение дрожжей происходит благодаря их питанию углеродами, образуя при этом спирты и другие вещества. При доступности кислорода они предпочитают сахара.

По сравнению с остальными грибами размножение дрожжей может происходить вегетативно. Часть их может реализовывать процессы полового размножения. Некоторые виды этих микроорганизмов, образующие мицелий, способны к распаду на отдельные клетки – артроспоры.

Наиболее известные виды дрожжей по цели их использования:

  • пивные;
  • пекарские;
  • кондитерские;
  • кормовые.

Дрожжи находились под пристальным вниманием ученых на протяжении многих десятилетий. В результате удалось выявить необыкновенные питательные качества, терапевтические свойства и пользу этих микроорганизмов, которые определяет состав дрожжей. По своим биохимическим показателям он уникален.

Для человека дрожжи служат источником аминокислот, минералов, витаминов, ферментов, а также других полезных веществ, необходимых для роста, правильного метаболизма и укрепления иммунной системы. Эти микроскопические организмы являются источником нутриентов, клетчатки и витамина В12. Также это превосходный источник растительных протеинов, что делает его важным компонентом вегетарианских блюд.

Однако не все так просто. Вред дрожжей часто становится темой дискуссий. Особенно часто обсуждаются пекарские дрожжи. Но, если понимать, каким образом они влияют на выпечку, становится понятно, что переживать, по большому счету, не о чем. Их влияние на здоровье зависит от количества их потребления, чувствительности организма, а также состояния иммунитета. Но, говоря о вреде, следует знать, что среди дрожжей бывают патогенные виды, например, грибки Candida. Именно они способные вызвать различные нарушения жизненных процессов и серьезные болезни у живых организмов с ослабленным иммунитетом.

Благодаря следующим проектам мы сможем детально изучить дрожжи, узнать, как с их помощью готовится хлеб и как они взаимодействуют с другими веществами.

Проект «Дрожжи, они живые?»

Высыпьте немного сухих дрожжей на ладонь. Вы увидите, что они похожи на песок. Но если добавить немного тёплой воды, они превращаются в нечто совершенно иное. Они оживают! Этот проект поможет привлечь детей к науке и позволит им больше узнать о пользе микроорганизмов.

Этот эксперимент лучше всего подойдёт для детей дошкольного возраста, ведь малыши, увидев такое преображение, нередко с восторгом восклицают: «Живые дрожжи!»

Что нам понадобится:

  • 3 чайные ложки сухих дрожжей;
  • увеличительное стекло;
  • 3 пластиковых пакета с застёжкой;
  • ¼ стакана тёплой воды;
  • 2 чайные ложки сахара.

Ход эксперимента:

  1. Поместите листок простой тёмной бумаги на чистом и хорошо освещённом столе. Затем высыпьте содержимое упаковки сухих дрожжей. Пригласите ребёнка посмотреть на них через увеличительное стекло. Что он видит? Создаётся впечатление, будто они дышат. Они на самом деле кажутся живыми. После этого осторожно соберите их в пластиковый пакет и отложите в сторону.
  2. Теперь скажите детям, что пришло время проводить эксперименты. Высыпьте содержимое другого пакета дрожжей на тёмную бумагу. Добавьте одну чайную ложку сахара, перемешайте. Ещё один признак, который позволяет отличить вещества, заполненные живыми микроорганизмами, — это их способность двигаться или даже поглощать другие вещества. Возьмите увеличительное стекло, внимательно взгляните ещё раз. Вы видите что-то живое? Вероятно, нет. После этого аккуратно соберите получившееся сухое вещество во второй пластиковый пакет.
  3. Возьмите последний пакет дрожжей. Пересыпьте их сразу в третий пластиковый пакет. Добавьте вторую ложку сахара. Затем опустите пакет в тёплую воду. Убедитесь, что у него нет щелей. Пакетик должен быть надёжно запечатан.
  4. Поместите все пакеты на подоконнике под открытыми лучами солнца приблизительно на 20 минут. Обратите внимание, что в первых двух пакетах не наблюдается никаких изменений. Но в последней упаковке произошли некоторые трансформации. Пакет стал более объёмным. Поместите часть этого раствора в прозрачную ёмкость. Поставьте её на тёмной бумаге или другой тёмной поверхности. Внимательно рассмотрите через увеличительное стекло.

Вывод:

Дрожжи на самом деле живые. Это одноклеточные микроорганизмы царства грибов. Если вы добавите воду и немного сахара для питания, то организмы начинают выпускать углекислый газ. Именно это позволяет выпекать пышный хлеб или готовить газированные сладкие напитки.

Если вы хотите продолжить эксперимент, поместите остальную часть дрожжей в эту же ёмкость и перемешайте её с влажной смесью. Оставьте на несколько минут. Затем замесите тесто для хлеба и поставьте запечь. Если до этого у ребёнка ещё оставались какие-то сомнения, то после такого эксперимента он окончательно убедится, что наука – это ещё и вкусно!

Проект «Что такое дрожжи, как из них делать хлеб»

Хлеб – это главный продукт, необходимый для жизни. При изготовлении большинства видов хлеба используются дрожжи. Это гриб, который взаимодействует с зерном и сахаром, выпуская углекислый газ. Именно благодаря углекислому газу тесто для выпечки поднимается, увеличиваясь в объёмах.

Ученики смогут отследить весь процесс, начиная с начального этапа высушивания и завершая процессом «оживания» в миске с водой. После завершения эксперимента дети смогут убедиться, что из сухих дрожжей производится вкусный пышный хлеб.

Цель – увидеть, как мёртвый «песок» оживает и превращает муку в хлеб. Самый простой шаг – смешать сухие дрожжи с тёплой водой и сахаром. Этот эксперимент быстро покажет процесс оживания. Затем эта смесь добавляется в муку, после чего можно готовить тесто и выпекать хлеб.

Что нам понадобится:

  • пачка активных дрожжей;
  • стакан тёплой воды;
  • столовая ложка сахара;
  • щепотка измельчённого имбиря (по желанию);
  • глубокая миска среднего размера;
  • ложка;
  • 4 стакана муки;
  • 1 стакан воды;
  • ¼ стакана сахара;
  • ¼ стакана растительного масла;
  • 1 чайная ложка соли;
  • большая ёмкость для перемешивания ингредиентов;
  • ложка (предпочтительнее деревянная);
  • матерчатое полотенце (влажное);
  • противень;
  • немного масла для смазывания изделия перед выпеканием;
  • небольшое количество муки для поверхности, на которой будет вымешиваться тесто;
  • духовка.

Ход эксперимента:

  1. Налейте стакан тёплой воды в глубокую миску.
  2. Добавьте одну столовую ложку сахара и пачку активных дрожжей. Хорошо перемешайте.
  3. Понаблюдайте, как смесь оживает и начинает пениться.
  4. Соедините вышеперечисленные ингредиенты в большой миске.
  5. Хорошо перемешайте.
  6. Добавьте дрожжи, растворенные в воде.
  7. Перемешайте.
  8. Добавьте муки. Вымешивайте тесто, пока оно не приобретёт однородную консистенцию и не утратит липкость.
  9. Поместите его на поверхность, слегка посыпанную мукой.
  10. Хорошо вымесите тесто, чтобы оно стало гладким и однородным.
  11. Смажьте миску небольшим количеством масла, переложите тесто.
  12. Накройте миску влажным полотенцем, поставьте в тёплое место.
  13. Через 1-3 часа вы заметите, что тесто увеличилось больше, чем в два раза.
  14. «Прижмите» тесто (выпустите воздух).
  15. Поместите его на слегка присыпанную мукой поверхность.
  16. Тщательно вымесите, чтобы добиться однородной консистенции.
  17. Подготовьте противень, слегка смазав его небольшим количеством масла.
  18. Сделайте из теста несколько шариков (размером около 6-9 см). Разместите их на противень.
  19. Накройте влажным полотенцем.
  20. На протяжении 1-3 часов вы заметите, что шарики теста увеличились в два раза. Разогрейте духовку до 350 градусов.
  21. Поместите противень в духовку.
  22. Выпекайте 40 минут до золотистой корочки.
  23. Извлеките противень из духовки. Подождите, пока хлеб немного остынет.

Вывод:

Как разбудить дрожжи? Какой ваш любимый вид хлеба?

Проект «Перекись водорода и дрожжи»

Химия позволяет получить самые невероятные соединения. Возможно, вы пробовали смешивать уксус с пищевой содой, чтобы получился вулкан. И, наверняка, вы делали пену при помощи мыла и воды. Пена обычно появляется вследствие реакции, происходящей между двумя и более жидкостями. Если вы сможете соединить правильные компоненты, вы получите не просто пену, а мега-пену!

Такую мега-пену можно изготовить из перекиси водорода и дрожжей. Но не все виды пены одинаковы. Всё зависит от перекиси.

Цель – выяснить, какая перекись позволит получить больше пены.

Что нам понадобится:

  • 2 бутылки газированной воды;
  • 2 противня;
  • 4 столовые ложки тёплой воды;
  • 2 чайные ложки дрожжей;
  • 1/2 стакана перекиси водорода 3%;
  • 1/2 стакана перекиси водорода 6%;
  • 8 капель пищевого красителя (по желанию);
  • жидкое мыло;
  • 2 маленькие миски;
  • 1 ложка.

Ход эксперимента:

  1. На бутылках из-под газированной воды нанесите обозначения «6» и «3». Бутылка «6» предназначается для перекиси водорода 6%, а бутылка «3» — для 3%.
  2. Налейте по ½ стакана соответствующей перекиси водорода в каждую пустую бутылку.
  3. Добавьте немного жидкого мыла в каждую бутылку.
  4. Добавьте по 4 капли пищевого красителя.
  5. В каждую миску добавьте по 1 чайной ложке дрожжей и по 2 чайные ложки тёплой воды.
  6. Размешайте, пока не растворится.
  7. Налейте полученный раствор в бутылки со смесями перекиси водорода.
  8. Отойдите и наблюдайте за процессом образования Мега-пены!
  9. Запишите свои наблюдения.

Вывод:

Перекись водорода 6% позволит получить больше пены, но раствор 3% также показал впечатляющие результаты. Почему? Перекись водорода распадается на воду и кислород. Именно поэтому это средство хранится в тёмных контейнерах: чтобы замедлить процесс. Когда соединяются дрожжи и перекись водорода, это помогает значительно ускорить процесс. Во время этого процесса жидкое мыло будет улавливать кислород, который выделяется при реакции. В результате появится огромное количество пузырьков.

Как можно продолжить эксперимент? Найдите другие способы ускорить реакцию. Попробуйте использовать разные виды моющих средств. Что будет, если изменить температуру растворов перед смешиванием? Существует множество способов получить интересные результаты. Просто помните, что следует менять лишь что-то одно за один раз. Каждый раз записывайте результаты!

Проект «Опыт с дрожжами, бутылкой и воздушным шаром»

Ферментация – это процесс, который происходит при добавлении сахара в дрожжи. Вследствие этого процесса выделяется углекислый газ.

Дрожжи – ингредиент, который помогает изготовить пышные мягкие хлебобулочные изделия. Это живые микроорганизмы. Если их смешать с сахаром, как во время изготовления хлеба, они действуют, как ферменты. Во время ферментации выделяется углекислый газ. Этот газ способен расширяться. Вы увидите, как он надувает воздушный шарик. Длительность проекта – один час для завершения эксперимента и сбора данных и один день для подготовки экспозиции для научной выставки.

Что нам понадобится:

  • 2 пустые пластиковые бутылки из-под воды (по 500 мл);
  • вода;
  • 2 упаковки активных сухих дрожжей;
  • 2 латексных воздушных шарика;
  • 2 столовые ложки сахара;
  • клейкая лента;
  • ручка;
  • мерные ложки.

Ход эксперимента:

  1. Во время проведения этого эксперимента используются латексные шарики. Учитывайте вероятность аллергической реакции. К тому же, старайтесь держать шарики подальше от маленьких детей, чтобы они их не жевали. После каждого этапа эксперимента хорошо мойте руки.
  2. Соберите все необходимые материалы.
  3. При помощи клейкой ленты нанесите ярлыки на бутылки. На одной напишите «Дрожжи и сахар», на второй «Только дрожжи».
  4. Налейте по 1 стакану тёплой воды в каждую бутылку.
  5. Насыпьте по пачке дрожжей в каждую бутылку.
  6. В первую бутылку добавьте две столовые ложки сахара.
  7. Осторожно встряхните обе бутылки, пока содержимое не растворится.
  8. Прикрепите воздушный шарик к горлышку бутылки, закрепите его клейкой лентой.
  9. Понаблюдайте за происходящим на протяжении 30 минут. Запишите, если заметите какие-то изменения.

Вывод:

Как дрожжи заставляют тесто подняться? Что происходит при добавлении сахара?

Проект «Дрожжи и ферментация полисахаридов и дисахаридов»

Ферментация включает анаэробное разрушение молекул сахара. Если ферменты сахара не находятся под воздействием кислорода, выделяется углекислый газ. Он является побочным продуктом ферментации. Соединение дрожжей с сахаром и тёплой водой задействует процесс ферментации. Во время ферментации выделяется углекислый газ, попадая в воду. Движение газа способствует образованию пузырьков в воде. Подсчёт количества пузырьков на протяжении ограниченного промежутка времени позволит определить скорость ферментации сахара. Различные дисахариды включают мальтозу и сахарозу, а полисахариды – крахмал и целлюлозу.

С помощью этого проекта мы сравним скорость и определим эффективность полисахаридной ферментации.

Цели:

  1. Определить скорость ферментации дисахаридов.
  2. Сравнить со скоростью ферментации полисахаридов.

Что нам понадобится:

  • целлюлоза;
  • пипетки;
  • мерный цилиндр;
  • мальтоза;
  • сахароза;
  • пробирки;
  • 3 мерные колбы;
  • дрожжи.

Все материалы можно найти в школьной лаборатории. Сахарозу, мальтозу и целлюлозу можно заказать в специальном каталоге химических веществ.

Ход эксперимента:

  1. Наденьте защитные очки, когда будете работать со стеклянными приборами, такими как колбы, пробирки и пипетки.
  2. Подготовьте молярный раствор сахарозы, мальтозы и целлюлозы. Для приготовления молярного раствора измерьте молекулярную массу каждого вещества, используя рычажные весы Triple Beam. Молекулярную массу каждой субстанции можно определить по атомной массе отдельных атомов, из которых состоит химическая формула состава. Химическая формула и молекулярная масса веществ указаны на этикетке контейнера.
  3. Промаркируйте три мерные колбы, указывая молярную концентрацию и название раствора. Например, 1 молярная мальтоза, 1 молярная сахароза, 1 молярная целлюлоза.
  4. Перенесите взвешенные вещества в мерную колбу (объёмом 1 л) и растворите его в 800 мл дистиллированной воды. После того как вещество полностью растворится, добавьте 200 мл дистиллированной воды.
  5. При помощи рычажных весов Triple Beam отмерьте 5 г дрожжей.
  6. Снимите резиновую часть пипетки. Поместите в нее сухие дрожжи.
  7. Снова прикрепите эту деталь к стеклу пипетки. Удерживайте пипетку в перевёрнутом виде (вертикально).
  8. Поместите перевёрнутую пипетку в пробирку, удерживая резиновую деталь пипетки в нижней части пробирки.
  9. Добавьте 4 мл раствора 1 молярной сахарозы в пипетку, налейте в пробирку тёплой воды.
  10. Запишите количество пузырьков углекислого газа, которые выходили из резинового наконечника пипетки.
  11. Повторите шаги 4-9 с растворами мальтозы и целлюлозы.

Вывод:

Что такое продукты ферментации? Как можно определить скорость ферментации? Как разрушается энергия, накопленная в продуктах? Как высвобождается накопленная в продуктах энергия? Что такое анаэробное дыхание?

Проект «Как свет влияет на дрожжи»

Дрожжи – это грибы, на основе которых выпекается пышный хлеб. Они очень чувствительны к свету, поэтому их обычно помещают в тёмном месте, иначе свет может повредить клеточную мембрану и разрушить их. Освещение разного цвета разрушает клетки с различной скоростью. Этот эксперимент поможет вам узнать, при каких условиях лучше всего хранить дрожжи.

Этот эксперимент поможет определить, как разные цвета освещения влияют на силу пекарских дрожжей.

Что нам понадобится:

  • 5 пакетов пекарских дрожжей;
  • 4 чашки Петри;
  • 5 мисок;
  • 3 картонные коробки;
  • лампочка с белым освещением;
  • лампочка с синим освещением;
  • лампочка с красным освещением;
  • тёплая вода;
  • блокнот;
  • секундомер;
  • фотоаппарат.

Ход эксперимента:

  1. Вкрутите лампочки разных цветов в разных комнатах. Убедитесь, что на протяжении 24 часов вам никто не помешает проводить эксперименты. Также убедитесь, что в комнатах нет других источников света, кроме этих ламп.
  2. Возьмите чашку Петри и упаковку дрожжей, включите свет. Разорвите упаковку и высыпьте ее содержимое на чашку Петри. Поставьте её поближе к лампочке.
  3. Повторите шаг 2 в остальных комнатах.
  4. Одну чашку Петри с дрожжами поместите в тёмном помещении.
  5. Возьмите ещё одну упаковку дрожжей и чашку Петри. Поместите её на улице под воздействием прямых лучей солнца. Убедитесь, что на поверхность чашки не попадёт вода.
  6. Оставьте все образцы на сутки.
  7. Возьмите пять мисок, налейте в каждую из них по стакану тёплой воды. Промаркируйте все миски, обозначив тип освещения, под воздействием которого они находились на протяжении предыдущих 24 часов.
  8. Возьмите образцы дрожжей, смешайте их с тёплой водой. Добавляйте каждый образец в миску с соответствующей пометкой.
  9. Засеките время. Сколько времени понадобится, прежде чем смесь в каждой миске начнёт подниматься? Если клетки не повреждены, это займёт приблизительно 10 минут. Сделайте фотографии смеси в каждой миске через 10, 15 и 20 минут.
  10. Повторите шаг 9 для каждого образца.
  11. Проанализируйте полученные данные. Какая смесь поднималась дольше всего? Возможно, в какой-то миске дрожжи вовсе не изменились? Какой образец показал лучшие результаты? А какой худшие? Имеет ли значение цвет освещения? Насколько важен фактор воздействия света?

Вывод:

Какое освещение влияет хуже всего? Какое освещение подходит лучше всего? Где лучше всего хранить пекарские дрожжи?

Заключение

Дрожжи – это очень объемная тема для изучения. Но, надеемся, что благодаря проведенным проектам вы немного в ней разобрались. Теперь вы знаете об этих микроорганизмах достаточно, чтобы продолжить исследования и изучить более детально такие направления, как, например, размножение дрожжей или вред дрожжей. Приготовьтесь открыть для себя неповторимый микромир!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector