Что такое шум и его влияние на организм.

Шум – это беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры.

По природе его возникновения различают следующие виды шума:

  • механический;
  • аэродинамический;
  • гидравлический;
  • электромагнитный.

По временным характеристикам шумы делятся на:

  • постоянный;
  • непостоянный, который в свою очередь различается на колеблющийся, прерывистый, импульсный.

Для измерения характеристик шума применяются различные инструменты: шумомер, частотный анализатор, коррелометр, измеритель уровня шума. Они помогают соблюдать нормы шума на производствах и в жилых зонах, отображенные в соответствующих нормативных документах.

Из следующих проектов мы узнаем больше про физические характеристики шума, а также изучим, как раздражающие звуки влияют на наше поведение и самочувствие.

Проект «Что такое шум»

Музыкальные звуки периодичны и в некоторой степени регулярны. Они приятны для нашего слуха и ума, являясь одной из величайших форм выражения эмоций с начала времён. Неприятные звуки зачастую называют шумом. Он менее регулярный. Если посмотреть на волны, визуальное воспроизведение звуков, музыка характеризуется большим количеством мелодических и ритмических рисунков, а также различных вариантов уровня громкости. В то время как физические характеристики шума имеют неровную и спорадическую (носит случайный характер) природу.

Восприятие «шума» на слух зачастую зависит от самого слушателя. Постукивание карандашом по столу может быть ритмичным и в некотором роде музыкальным, но других людей оно может раздражать.

Цель проекта – выяснить, в чём разница между звуком и шумом, а также выявить любые тенденции их восприятия разными группами людей. Действительно ли, что, по сравнению с детьми, пожилые люди могут указать на большее число различных звуков, что это шум? Или наоборот? Как воспринимают шум мужчины и женщины?

Что нам понадобится:

  • блокнот;
  • ручка или карандаш;
  • бумага;
  • компьютер, принтер.

Ход эксперимента:

  1. Записывайте различные источники шума или звуков, которые вы слышите в течение дня. Это может быть всё, что угодно! Примеры: печатание на клавиатуре, сигналы машин, скрип колёс, музыка, дверной звонок, шуршание бумаги.
  2. Составьте опрос на компьютере. В опросе должна содержаться такая информация, как пол и возраст участников. В каждом опросе должен быть перечень звуков, которые вы слышите ежедневно. Участники будут классифицировать их, как «приятные звуки» и «шум».
  3. Упорядочьте данные. Удалось ли вам выявить определённые тенденции?

Вывод:

Ваши результаты будут отличаться, в зависимости от того, кто проходил данный опрос! Почему? Хотя классификация музыкальных звуков и шума зависит от слушателя, вероятность того, что пожилые люди считают шумом большее число различных звуков, гораздо выше. С возрастом слух людей ухудшается. Вначале утрачивается способность различать самые высокие и низкие частоты. Именно поэтому даже некоторые молодые люди не могут слышать высокие частоты или жужжание. У многих людей с годами снижается способность различать частоту голоса. Поскольку частота человеческого голоса находится в среднем диапазоне, а утрата способности различать определённые звуки делает человека более восприимчивым к любым отклонениям, он интерпретирует их как шум.

Проект «Влияние шума на человека»

Недавние исследования показали, что крик раздражает не только в культурном отношении. Негативная реакция на него заложена в человеческой природе. В ходе эксперимента учёные обращали внимание на реакцию людей на различные звуки шума, такие как крик, детский плачь и сюсюканье. Они имеют определённое эволюционное/неврологические значение (независимо от родительского статуса). Считается, что крик – самый раздражающий звук среди прочих, наиболее привлекающих наше внимание. В данном проекте вы сможете самостоятельно подтвердить эту гипотезу.

Этот проект позволит сравнить ответы участников тестирования, оценить их реакцию на крик или другие шумовые раздражители, а также определить, какие звуки больше всего отвлекают. Проведенная исследовательская работа позволит определить влияние шума на организм человека.

Что нам понадобится:

  • записывающее устройство;
  • плеер;
  • компьютер, принтер;
  • карандаши для проведения тестирования;
  • тихая комната;
  • таймер;
  • 20 или больше участников эксперимента;
  • бумага;
  • карандаш для фиксирования результатов.

Ход эксперимента:

  1. Запишите каждый звук в течение нескольких минут:
  • детский плач;
  • «сюсюканье» или «детский лепет» (болтовня родителей или детей);
  • детский крик;
  • обычная беседа;
  • работа громкого механизма, например, перфоратора;
  • сирена.
  1. Подготовьте семь листов с простыми заданиями на вычитание, сделайте копии для каждого участника.
  2. Когда все участники эксперимента соберутся, запишите основную информацию:
  • пол;
  • возраст;
  • родительский статус (есть ли у него или неё дети);
  • есть ли братья или сёстры, какого возраста.
  1. Выполняя задания, участники должны находиться в тихой комнате. Вначале они должны выполнить задания, представленные в первом листе с примерами, в тишине. Затем в процессе выполнения заданий на каждом из шести последующих листов включайте звуковое сопровождение. Каждому листу соответствует один из шести вышеперечисленных звуков (обязательно укажите на каждом листе соответствующее название).
  2. Запишите, сколько времени потребовалось участникам для завершения каждого задания.
  3. Укажите количество ошибок, допущенных в процессе выполнения заданий.
  4. Проанализируйте результаты. Можно ли утверждать, что в процессе звучания определённых записей участники допускали больше ошибок и выполняли задания медленнее? Есть ли какая-то взаимосвязь между действием шума на организм человека и его полом, возрастом, родительским статусом или обязанностями по уходу за детьми (речь идёт не только о собственных детях, но также о младших братьях или сёстрах)?

Вывод:

Какие звуки больше всего отвлекают участников в процессе проведения тестирования, влияя на скорость и точность выполнения простых задач на вычитание? Связаны ли результаты с возрастом, полом или статусом участников эксперимента?

Проект «Звук от царапанья ногтями доски»

Большинство людей (но не все) испытывают неприятные ощущения из-за звука царапанья ногтями по доске. У некоторых наблюдается физиологическая реакция, например, учащённое сердцебиение или повышение артериального давления. Это может происходить даже в тех случаях, когда участники не отдают себе отчёт в том, что подобные раздражители вызывают негативную реакцию. Единого мнения, объясняющего причины появления такой реакции, нет. Однако большинство популярных теорий подтверждают, что слуховые каналы человека сформированы таким образом, чтобы улавливать определённые звуки.

Этот проект позволит определить, у какого процента участников не возникает негативной реакции на звук царапанья ногтями по доске. Несмотря на то, что некоторые люди могут не отдавать себе отчёт в том, что они испытывают негативные эмоции в ответ на подобные раздражители, реакция может проявиться на физиологическом уровне. Также вы узнаете, появляется ли у этих людей негативная реакция на другие звуки.

Что нам понадобится:

  • аппарат для измерения артериального давления и частоты сердечного ритма;
  • школьная доска;
  • тихая комната;
  • ассистент (желательно тот, кому будет не трудно провести ногтём по доске);
  • 40 или больше участников эксперимента;
  • бумага;
  • карандаш для записей и анализа данных.

Ход эксперимента:

  1. Ознакомьтесь с приборами для измерения артериального давления и частоты сердечного ритма.
  2. Посадите всех участников в тихой комнате. Подсоедините мониторы для измерения давления и частоты сердечных сокращений.
  3. Измерьте артериальное давление и пульс.
  4. Пусть ассистент станет позади участников (чтобы они его не видели) и начнёт царапать доску ногтём.
  5. Проследите за реакцией участников. Спросите, что они чувствуют при этом.
  6. Измерьте и запишите частоту сердечных сокращений и кровяное давление. Укажите также ту реакцию, о которой рассказали сами участники.
  7. Если у некоторых участников царапанье не вызвало негативной реакции, задайте вопрос, есть ли какие-либо другие раздражающие звуки.
  8. Если ответ положительный, проведите вторую часть эксперимента. Протестируйте реакцию участников на те звуки, которые они указали.
  9. Запишите наблюдения участников, их физиологическую реакцию на новые раздражители.
  10. Проанализируйте данные, связанные с основными вопросами этого исследования, а также другие наблюдения.

Вывод:

У каких участников звук царапанья доски ногтями вызывает негативную реакцию? Можно ли эту реакцию отследить на физиологическом уровне? Наблюдается ли физиологическая реакция у тех участников, которые не отдают себе отчёт в том, что звук царапанья вызывает у них негативные эмоции? Есть ли другие звуки, которые вызывают негативную реакцию у тех участников, которые спокойно воспринимают этот звук? Вызывают ли они физиологическую реакцию? Оказывают ли такие звуки влияние на других участников?

Заключение

Благодаря предложенным проектам вы узнали больше о шуме и его влиянии на человека. Теперь вы можете продолжить исследования и, например, проверить с помощью шумомеров звуки в разных местах вашего города, чтобы определить самое комфортное место для проживания. Или вы можете начать с более простого проекта и определить влияние шума железнодорожного транспорта на организм человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector