Что такое климат и как управлять погодой?

Климатом называется многолетний режим погоды на конкретной территории. Погода – это комбинация показателей, состоящих из температуры, влажности воздуха, направления и скорости ветра в любой момент времени в конкретном месте.

Тип климата – это региональный климат, характеризуемый определенным сочетанием средних и годовых колебаний основных климатических характеристик.

В России принята классификация климата, которая выделяет по четыре основных климатических пояса на каждом полушарии Земли: экваториальный климат, тропический климат, умеренный климат и полярный (для северного полушария – арктический, для южного полушария – антарктический). Между ними расположены переходные пояса: субэкваториальный климат, субтропический климат, субполярный (субарктический климат и субантарктический климат). Во всех климатических поясах, согласно преобладающей циркуляции воздушных масс, можно выделить следующие типы климата: материковый, океанический, климат западных и климат восточных берегов.

Во внутренних частях материков преобладает континентальный климат, формирующийся под воздействием больших массивов суши. Над океанами господствует морской климат, также он распространяется на части материков, подвергающиеся воздействиям воздушных масс с моря. На западе континентов господствует средиземноморский климат. Помимо территорий вокруг Средиземного моря такой климат преобладает на Южном берегу Крыма, западе Калифорнии, Юге Африки, Юго-Западе Австралии. Для восточных областей материков характерен муссонный климат, при котором причиной смены времён года является смена направления муссона. Все виды климата имеют определенные характеристики, полученные в результате многолетних наблюдений.

С помощью предложенных проектов мы изучим изменение климата Земли, узнаем, что такое микроклимат, какие факторы влияют на погоду, а также выясним, как можно управлять климатом и погодой.

Проект «Как изменился климат за 100 лет»

Мы часто слышим о глобальном изменении климата Земли и возможностях уменьшения степени их проявления. Цель этого исследования заключается в том, чтобы эмпирическим путём изучить изменение климата Земли за последние 100 лет как глобальную проблему. Также вы сможете определить, действительно ли в одних районах климат изменился больше, чем в других, а также понять причины.

Что нам понадобится:

  • в интернете и библиотеке можно найти документальные данные, зафиксировавшие температурные изменения в различных регионах на протяжении 100 лет;
  • таблица с указанием дат и температуры.

Ход эксперимента:

  1. Используя зафиксированные данные о температуре (самые высокие и самые низкие показатели в определённые дни года), составьте список всех температурных результатов в определённых регионах. Указывайте температуру через каждые несколько лет. Составьте таблицу.
  2. Составьте график, показывая температурные изменения за последнее столетие в определённой местности. Используйте разные цвета, чтобы отличать показатели, связанные с разными регионами.
  3. Проанализируйте графики, определите общие тенденции погоды на Земле за последние 100 лет.
  4. Определите, действительно ли произошло значительное изменение климата на Земле и где эти изменения наиболее заметны.
  5. Проанализируйте полученные данные, выскажите гипотезу. Как вы считаете, каковы причины климатических изменений?

Вывод:

Есть ли какие-то заметные изменения мирового климата за последние 100 лет? С чем могут быть связаны эти изменения? Можно ли утверждать, что в одних регионах смена климата более ощутима, чем в других? Является ли изменение климата глобальной проблемой экологии?

Проект «Микроклимат вокруг нас»

Климат – это средний показатель погодных условий и состояния окружающей среды в определённом регионе. Однако, несмотря на относительно одинаковые условия, в пределах одной местности могут наблюдаться незначительные климатические изменения и перепады.

Микроклимат – это особенности климата на небольших открытых или закрытых пространствах. Микроклимат играет важную роль для того, какие животные и растения могут находиться на этой территории.

Цель – изучить различные особенности микроклимата внутри своего дома и за его пределами.

Что нам понадобится:

  • термометр;
  • секундомер.

Ход эксперимента:

  1. Выберите 4 места:
    1. Два места должны находиться на территории вашего дома;
    2. Два места – за пределами вашего жилища.
  2. В каждом месте поместите термометр на пять минут. Через пять минут запишите результаты. Также укажите общие характеристики этого места. Все данные внесите в Таблицу 1.
  3. Затем сделайте следующее:
    1. Есть ли значительные отличия температуры в разных местах вашего дома?
    2. Отличается ли температура в разных местах за пределами вашего дома?
    3. Если говорить о территориях за пределами вашего дома, заметили ли вы какие-либо отличия, касающиеся произрастающих там растений?

Таблица 1

Название местаТемператураРастенияОбщее описание
1
2
3
4

Вывод:

Что создаёт микроклимат? Как микроклимат влияет на то, какие животные и растения могут жить на определённой местности? Как сформировать охлаждающий микроклимат и каково его влияние на организм человека?

Проект «Как метеорологические условия влияют на высыхание лужи»

С помощью этого проекта мы изучим степень воздействия погодных условий на лужу. Данный опыт может стать основой для проекта о погоде во 2 классе. Дети любят открывать для себя новое в повседневных вещах!

Что нам понадобится:

  • бумага;
  • карандаш;
  • большая чашка или маленькое ведро воды;
  • большой участок с ровным асфальтом;
  • кусочек мела;
  • таймер или часы;
  • дни с разной погодой;
  • фотоаппарат.

Ход эксперимента:

  1. Дождитесь солнечного дня. Выйдите на улицу, запишите (или попросите это сделать вашего помощника) дату, время и свои наблюдения, касающиеся погодных условий. Насколько солнечно сегодня? Сейчас тепло или холодно? Есть ли ветер? Воздух кажется сухим или влажным? Если вы можете узнать температуру, влажность и атмосферное давление, запишите эти данные.
  2. Теперь вылейте ведро воды на бетонную или заасфальтированную поверхность, чтобы получилась лужа. Быстро обрисуйте мелом её контур.
  3. Подождите пять минут, посмотрите на лужу. Она должна стать меньше, чем пять минут назад. Обрисуйте её очертания снова.
  4. Продолжайте это делать до тех пор, пока луже полностью не исчезнет. Или хотя бы на протяжении часа. У вас должно получиться хотя бы 13 контуров, каждый из которых будет меньше предыдущего.
  5. Сделайте фотографии контуров.
  6. Затем дождитесь того дня, когда погода станет совершенно другой. Желательно, чтобы уровень влажности был не слишком высоким, а температура не очень низкой (для комфортных условий проведения эксперимента). Повторите шаги 1-5. Постарайтесь использовать то же самое место и фотографируйте происходящее под таким же углом, как прежде. Делайте так же в любой другой день. Меняться должна только погода. Выбирайте разные дни: в один день может быть пасмурно, в другой – более ветрено, в третий – солнечно. У вас должно получиться хотя бы три набора данных. Однако, если есть желание, вы можете продолжить эксперимент.
  7. Теперь соберите все данные и фотографии. Вы заметите, что при определённых условиях расстояние между контурами лужи больше, чем при других. В эти дни вода испарялась быстрее, а в другие – медленнее (соответственно расстояние между контурами меньше). Постарайтесь понять, чем отличались эти дни. В жаркую погоду вода испаряется быстрее или медленнее? А как насчёт ветра? А в пасмурную погоду? Влияет ли день или время на скорость испарения воды?

Вывод:

Как метеорологические условия влияют на скорость испарения воды? При каких условиях вода испаряется быстрее: в холодные дни или в тёплые?

Проект «Связь направления ветра и изменения погоды»

Ветер появляется, когда потоки воздуха перемещаются из одного региона с более высоким атмосферным давлением в другой, где атмосферное давление ниже. В районах с высоким показателем атмосферного давления воздух более плотный, поэтому он перемещается в районы, где плотность воздуха меньше или атмосферное давление ниже. По мере перемещения потоков в районы с менее низким показателем атмосферного давления воздух поднимается вверх. Это приводит к формированию облаков и осадков.

Флюгер помогает определить направление ветра. Эта информация обеспечивает возможность узнать погодные условия. Например, ветер, который дует с юга, всегда более тёплый и влажный, чем с севера.

Существует множество примет, связанных с направлением ветра и изменениями погодных условий. Эти приметы основываются на наблюдениях, которые передавались от поколения к поколению. Например, согласно одной примете, если ветер с запада приносит хорошую ясную погоду, сильный ветер с севера может принести снег или град. К тому же, считается, что южный ветер приносит тёплую и влажную погоду.

Этот проект направлен на выявление того, как изменяется погода с изменением силы ветра.

Цель проекта – помочь ученикам выдвинуть и протестировать гипотезу относительно использования флюгера для предсказывания погоды на основе наблюдений за направлением ветра и погодными условиями.

Что нам понадобится:

  • флюгер.

Можно приобрести через интернет или в магазине товаров для сада и огорода.

Ход эксперимента:

  1. Поместите флюгер в том месте, где он будет свободно двигаться под влиянием ветра.
  2. Отслеживайте и записывайте направления ветра каждый день на протяжении месяца. Также записывайте погодные условия. Если вы живёте в районе, где погодные условия стабильны на протяжении нескольких недель, можете увеличить период проведения эксперимента.
  3. Составьте таблицу для сравнения направления ветра в определённый день и погодных условий в последующий день.
  4. Изучите таблицу. Попробуйте выявить взаимосвязь между направлением ветра и погодными условиями.
  5. Сформулируйте гипотезу, которая поможет предсказать погоду, основываясь на направлении ветра.
  6. Протестируйте вашу гипотезу, изучая направление ветра и последующие погодные изменения, на протяжении нескольких недель. Если нужно, пересмотрите гипотезу – используйте новые предположения для того, чтобы определить дальнейшие погодные условия.
ДатаНаправление ветраПогода на следующий день

Вывод:

Есть ли связь между направлением ветра и погодными изменениями?

Проект «Как управлять погодой»

Регулирование погоды – это любые искусственные манипуляции, направленные на изменение естественных погодных условий. На протяжении многих лет тестировались различные теории и изобретения, направленные на выяснение, как можно управлять погодой. Результаты были абсолютно разными. Один из ярких успешных примеров – громоотвод.

Управление климатом включает изменение окружающей среды на ограниченной территории (например, теплица), с использованием искусственного отопления или систем проветривания. Теоретически на территории Антарктики можно создать тропический лес, но это потребует огромных затрат.

Этот проект поможет понять, насколько могут быть контролируемы климат и погода.

Цели проекта:

  1. Разработать эффективные методы регулирования климата.
  2. Создать новые приспособления для воплощения этих методов.

Что нам понадобится:

  • компьютер с доступом к интернету;
  • цветной принтер;
  • обычные офисные принадлежности (бумага, ручка, картон).

Ход эксперимента:

  1. Изучите материалы о том, как человек управляет погодой.
  2. Перечислите и опишите известные методы влияния на погодные и климатические условия, которые сейчас используются людьми, а также соберите информацию о любой новой усовершенствованной системе контролирования окружающей среды.
  3. Разработайте проект, который поможет протестировать вашу новую идею.
  4. Постройте модель для наглядной демонстрации вашей идеи.
  5. Изложите результаты своих исследований в детальном отчёте.
  6. При подготовке экспозиции для научной выставки включите интересные фотографии.

Вывод:

Насколько эффективны нынешние методы регулирования погодных условий и климата? Целесообразны ли эти методы с точки зрения экономики? Как можно улучшить методы управления погодой и климатом, или сделать их более эффективными? Как регулирование погодных и климатических условий поможет решить проблему глобального потепления?

Заключение

Благодаря проведенным проектам мы узнали много нового о климате и погоде, о влиянии на них различных факторов, а также об управлении погодой. Надеемся, что полученные знания станут хорошей основой для ваших новых проектов. Вы можете продолжить изучение и провести, например, исследовательскую работу о том, как погода влияет на настроение человека. Это будет интересно!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector