Рифма – это пара созвучных друг другу слов (или даже сочетаний слов с другими частями речи), которые обычно располагают в конце каждой строки стихотворения. Всего в литературной теории выделяют три основных вида рифмы:
- Парная (смежная) рифмовка – тип, где рифмуются попарно первая-вторая, а затем третья-четвертая строки (записывается так: aabb). Это самый очевидный способ рифмовать слова, которым часто пользуются начинающие и те, кто не разбирается в литературе. Тем не менее, парная рифмовка используется практически во всех стихотворных жанрах; ей написано множество известных поэтических произведений.
- Перекрестная рифмовка – схема рифмовки, где попарно рифмуются первая-третья, а также вторая-четвертая строки (abab). К этому же типу относится и редкая сквозная рифма – такая, где все четыре строки четверостишия рифмуются друг с другом (aaaa).
- Кольцевая (опоясывающая) рифмовка – наименее очевидный способ того, как можно рифмовать слова, основанный на рифме первой-четвертой, а также второй-третьей строки (abba).
Эти три типа установлены традиционными правилами стихосложения, однако для большинства стихов авторы используют сплетенную рифмовку – сочетание нескольких из вышеперечисленных типов.
С помощью следующего проекта вы изучите, как формируется рифма и на практике придумаете несколько рифм.
Проект: “Рифмовать – просто”
Составлять стихи и подбирать красивые и сложные рифмы – не самое простое занятие, но на начальном уровне рифмовать может любой. Цель этого проекта – изучение рифмы и того, как разные люди справляются с заданиями на рифмовку слов разной сложности. Вы сможете создать собственный список слов и исследовать то, как участники справляются с подбором рифм к словам разной сложности за ограниченное время. Выполнение такого проекта не потребует от вас больших усилий или долгой подготовки, а только небольшого предварительного исследования литературоведческой теории по теме и умения быстро конспектировать все ответы участника. Чтобы собрать первую группу из 8 добровольцев, вы можете пригласить в нее своих друзей и родственников (также будет полезно найти себе ассистента). Успешность в таком задании может зависеть от как от возраста или образования, так и от словарного запаса или интуитивного чувства рифмы. Все эти факторы вы сможете исследовать в следующем проекте.
Что нам понадобится:
- несколько участников;
- список из 8 слов, для которых нужно будет подобрать рифмы;
- письменные принадлежности (по одному листку бумаги на каждого участника, несколько ручек или карандашей);
- секундомер.
Ход эксперимента:
- Самостоятельно или вместе с кем-то из тех, кто не будет участвовать в исследовании при помощи мозгового штурма придумайте список существительных, который вы предложите добровольцам. Всего стоит заготовить чуть меньше десятка слов. Попробуйте сделать так, чтобы какие-то из рифм были очевидными, а какие-то, наоборот, было сложно найти. Цель вашего эксперимента будет заключаться в том, чтобы выяснить насколько вы были правы. Если вам не удается полностью придумать весь список самостоятельно, попробуйте найти условия аналогичных экспериментов в Интернете или использовать для вдохновения работы признанных поэтов (лучше брать пары слов из разных произведений, написанных разными авторами, и следить за тем, чтобы среди них не было слишком известных стихотворений).
- Можно приступать к основной части эксперимента. Соберите всех участников, найдите для всех подходящее место, затем объясните правила: каждый человек будет в одиночку заходить в комнату и выполнять устное задание.
- Сформулируйте гипотезу. Как вы думаете, что произойдет? Все ли участники смогут справиться с заданием? Сколько в среднем времени это займет? Какие рифмы окажутся более очевидными, а какие – затруднительными? Кому из добровольцев задание дастся легче, а кому – сложнее? Чем все это может быть обоснованно? Постарайтесь запомнить свои предположения до начала работы.
- Начните приглашать людей в комнату. Если кто-то не знаком с рифмой – объясните им что это такое, приведите несколько примеров и дайте начальную информацию по теме. Поясните, что в тесте есть ограничение по времени. Ответьте на все возникшие вопросы.
- Заготовьте бланки, в которые будете вписывать ответы участников. Вверху каждого бланка напишите имя, а внизу – каждое из слов, которое вы будете ему предлагать вместе с пространством, в которое можно будет вписать ответы. Подготовьте несколько запасных бланков на случай если что-то пойдет не так. Удостоверьтесь, что все ваши письменные принадлежности работают, положите рядом несколько запасных. Приготовьтесь очень быстро записывать слова на слух.
- Пусть вы или ваш ассистент включит таймер на 30 секунд. В то же время вы должны назвать участнику первое, самое простое слово и попросить его подобрать как можно больше рифм к нему. Остановите его по истечении отведенного времени.
- Повторите процесс для всех оставшихся слов, постепенно увеличивая их сложность.
- Повторите процесс со всеми оставшимися участниками.
- Подсчитайте количество рифм к каждому слову у каждого участника. Сравните результаты с предположениями, высказанными до начал работы. Сделайте выводы.
Вывод:
Успехи в рифмовке слов в целом зависят от человека, его словарного запаса и общей начитанности, однако можно проследить и общие тенденции. Помимо глаголов и прилагательных, не исследовавшихся в этом проекте (из-за особенностей морфемики они рифмуются слишком просто), лучше всего обычно рифмуют простые сочетания согласных звуков с гласными “а”, “о” и “у”, чуть хуже – с гласными “и”, “ы” и “е”.
Заключение
С помощью серии подобных экспериментов вы сможете вычислить тенденции людей в рифмовке. В большинстве случаев проще всего рифмуют короткие, одно– и двусложные слова, но можно вывести и более детальные схемы. Например, вы можете изучить разновидности рифмовки слов и попробовать проследить, какой из видов рифм по ударению даётся людям проще, а какой – сложнее (по схеме ударения типы выделяют такие: мужские, женские и дактильные/ гипердактильные).
Также к интересным результатом может привести расширение аудитории: постарайтесь подобрать как можно более разнообразных добровольцев для проекта, а перед началом теста узнать чуть больше их личных данных.
После окончания эксперимента вы также можете попробовать группе людей подобрать как можно больше рифм вместе при помощи мозгового штурма, а также предложить им дополнительную теоретическую информацию по теме рифмовки.