Содержание
- 1 Проект «Стимул и ответная реакция»
- 2 Проект «Влияние мобильного телефона на управление транспортным средством»
- 3 Проект «Что отвлекает сильнее: разговор по телефону или обычная беседа?»
- 4 Проект «Что отвлекает сильнее: SMS или разговор по мобильному телефону»
- 5 Проект «Эффект навязчивой мелодии»
- 6 Заключение
Стимул – это раздражитель, вызывающий реакцию или причина, побуждающая к деятельности и создающая благоприятные условия для развития чего-либо. В свою очередь, реакция – это действие, возникающее как ответ на какое-либо воздействие. Стимул и реакция на него широко изучаются в таком направлении психологии как бихевиоризм, систематически исследующий поведения людей и животных.
Человек от природы склонен к тому, чтобы отвлекаться. Часть нашего мозга, отвечающая за внимание, запрограммирована реагировать на все, что связано с удовольствием, угрозой или чем-то новым. Нас тянет к неизвестному! А когда мы обнаруживаем что-то новое, происходит выброс дофамина, гормона, отвечающего за удовольствие.
С точки зрения эволюции, это вполне логично. Наши предки не могли уделять внимание исключительно одному процессу. Им приходилось переключаться на угрозы вроде приближающегося хищника. Благодаря этому они и выжили.
В следующих проектах мы изучим более детально, что такое стимул и реакция на него, какие бывают раздражители и как мы на них реагируем.
Проект «Стимул и ответная реакция»
Скорость реакции – это основной поведенческий параметр в экспериментальной психологии, который включает время и физиологические процессы от стимула до реакции.
На какие органы чувств вы будете полагаться, если потребуется быстрая реакция: зрение, слух, обоняние или осязание? Этот эксперимент позволит определить, какие органы чувств обеспечивают скорейшую передачу сигналов в головной мозг, а также производят самую быструю реакцию.
Этот эксперимент поможет определить, какие органы чувств быстрее всего реагируют на внешние стимулы: слух, осязание, обоняние или зрение.
Что нам понадобится:
- калькулятор;
- метровая линейка;
- повязка на глаза;
- участники эксперимента (приблизительно 10 мужчин и 10 женщин);
- блокнот для записывания результатов.
Ход эксперимента:
- Возьмите метровую линейку. Поместите большой и указательный пальцы над отметкой 100. Следующие шаги следует предпринять во время тестирования каждого участника.
- Попросите участника эксперимента поместить большой и указательный пальцы с другой стороны линейки на отметке 0. Когда вы отпустите линейку, участник должен постараться поймать её, сомкнув большой и указательный пальцы.
- Вначале протестируйте время реакции органов зрения. Резко бросьте метровую линейку. Запишите расстояние (в сантиметрах), которое она проделает во время падения, прежде чем участник сможет остановить её.
- Повторите пять попыток. Подсчитайте среднее арифметическое.
- Повторите тест, используя повязку для глаз, чтобы оценить скорость реакции органов слуха. Когда будете отпускать линейку, скажите слово «бросаю».
- Сделайте пять попыток. Подсчитайте средний результат.
- Проделайте тот же самый эксперимент, используя повязку для глаз, чтобы оценить скорость реакции через осязание. Когда будет бросать линейку, прикоснитесь к плечу участника.
- Повторите попытку пять раз. Подсчитайте средний результат.
- Повторите тест. На этот раз используйте повязку на глаза и ароматические свечи. Каждый раз, когда будете бросать линейку, подносите к носу участника ароматическую свечу.
- Повторите попытку пять раз. Выведите среднее арифметическое.
- Повторите шаги 2-10 для каждого участника эксперимента.
- Оцените полученные данные. Подсчитайте среднее время реакции каждого участника. Используйте формулу:
d=0.5a*t2,
Вычислите t, учитывая что d – это расстояние, которое проделала линейка в процессе падения, a – ускорение с учётом гравитационной постоянной (9,8 м/с²).
Вывод:
Какие органы чувство демонстрируют самую быструю реакцию? Отличается ли время наступления ответной реакции у мужчин и женщин?
Проект «Влияние мобильного телефона на управление транспортным средством»
По мере роста продукции на рынке мобильных телефонов увеличивается также количество пользователей. По данным отчёта аналитической компании Pew Research Center за 2018г. 59% опрошенных взрослых в мире пользуются смартфонами, 31% обычными телефонами, и только у 8% нет ни того, ни другого. Больше всего смартфонов в Южной Корее — 94%, 6% пользуются обычными телефонами. Телефон стал обычным явлением, даже когда человек находится за рулем автомобиля.
В 1980-х годах мобильные телефоны были впервые сконструированы для автомобилей. Сегодня производители автомобилей предлагают возможность объединить мобильный телефон и машину. Неужели процесс управления транспортным средством и разговор по телефону стали неотделимыми друг от друга?
В ходе проведения различных исследований учёные сравнивали уровень концентрации водителей в нетрезвом состоянии с теми, кто в процессе управления автомобилем говорит по телефону. Оценивались такие эффекты, как замедленная реакция и «непреднамеренная слепота». Мы рассмотрим влияние мобильного телефона на человека во время управления машиной в видеоигре симуляторе.
Цель – выяснить, как разговор по мобильному телефону влияет на процесс управления автомобилем.
Что нам понадобится:
- видеоигра в жанре автосимулятор – приставка или компьютерная игра: Need for Speed – Жажда скорости (EA Games), Mario Kart (Nintendo);
- мобильный телефон (1 для исследователя, 1 для участника эксперимента).
Ход эксперимента:
- Каждый участник эксперимента должен играть в видеоигру.
- Включите один и тот же уровень для всех участников.
- У каждого участника должно быть три попытки.
- Записывайте результат после каждого этапа эксперимента.
- 30 минут перерыв – пусть участники выполняют какие-либо другие действия, не связанные с вождением (например, разгадывают кроссворды или играют в другие игры).
- Участники должны играть в видеоигру, одновременно разговаривая по телефону.
- Позвоните участнику эксперимента через определённый промежуток времени после начала игры (в течение 30 секунд).
- Подготовьте список вопросов, которые вы будете задавать участнику, а также историю, которую ему расскажете. Подбирайте такие вопросы, которые позволят продолжить беседу.
- Какая сегодня погода? Где ты в последний раз проводил каникулы?
- Ты видел новый эпизод сериала ____ вчера вечером? Что ты об этом думаешь?
- На прошлой неделе я пошёл в кино и…
- Участник должен сыграть три раза, одновременно разговаривая по телефону.
- Запишите результаты после каждого этапа.
Вывод:
Как использование телефона влияет на наше внимание и концентрацию? Отличается ли качество вождения в зависимости от того, концентрируется человек на процессе управления автомобилем или говорит по мобильнику?
Проект «Что отвлекает сильнее: разговор по телефону или обычная беседа?»
Постоянная увлечённость большинства людей разговорами по мобильному телефону — один из самых раздражающих аспектов современной жизни. Существует мнение, что прослушивания половины беседы оказывает более негативный эффект на концентрацию, по сравнению с прослушиванием всего разговора.
Этот эксперимент поможет определить, влияет ли односторонняя беседа на концентрацию.
Что нам понадобится:
- 100 добровольцев;
- отдельная комната;
- стереосистема;
- 100 копий простого теста, например, таблица умножения;
- оборудование для звукозаписи;
- альбом классической музыки;
- записная книжка.
Ход эксперимента:
- Запишите монолог. Попросите друга начинать отрывок из книги, газеты или пьесы. Или сделайте это самостоятельно. Продолжительность фрагмента должна составлять несколько минут. Постарайтесь выбрать материал рутинного содержания, насколько это возможно.
- Запишите диалог продолжительностью несколько минут. Используйте пьесу, книгу или сочините свою собственную беседу. Прочтите диалог вдвоём с другом или попросите двоих друзей записать беседу. Постарайтесь подобрать как можно более скучную тему. Повествование, сюжет и наличие юмора не настолько важны.
- Запишите половину диалога. Возьмите тот же диалог, который вы использовали в пункте 2. Исполнитель должен зачитать только фразы одного персонажа. Между репликами должны быть паузы, словно он слушает ответ собеседника.
- Пригласите 20 добровольцев в комнату (либо всех вместе, либо по одному). Предложите им пройти простой тест в тишине. Соберите результаты тестирования. Поблагодарите за то, что уделили вам время. Это будет ваша контрольная группа.
- Пригласите 20 других участников. Поставьте классическую музыку. Сделайте достаточно большую громкость. Предложите этим добровольцам пройти тест. Снова соберите результаты и поблагодарите за их время.
- Повторите пункт 5 для трёх других групп по 20 человек. Одна группа должна будет выполнять тесты, одновременно прослушивая монолог, второй будет предложен диалог, и для третьей группы осталась половина диалога (в исполнении одного собеседника).
- Проанализируйте результаты тестирования. Какая группа справилась с задачей лучше всего?
Вывод:
Действительно ли разговор по телефону (односторонняя беседа) понижает концентрацию больше, чем прослушивание информации иного рода? Можно ли утверждать, что в процессе прослушивания полной беседы концентрация будет выше, чем во время прослушивания половины разговора?
Проект «Что отвлекает сильнее: SMS или разговор по мобильному телефону»
Написание SMS и разговоры по телефону отвлекают пользователей и могут привести к травмам во время прогулки или в процессе управления автомобилем. Этот эксперимент поможет определить, насколько эти два вида использования телефона влияют на скорость реакции человека. Действительно ли написание SMS опаснее?
Этот эксперимент поможет оценить, какой способ использования мобильного телефона больше всего влияет на скорость реакции.
Что нам понадобится:
- калькулятор;
- метровая линейка;
- повязка на глаза;
- участники эксперимента с мобильными телефонами (приблизительно 10 мужчин и 10 женщин);
- блокнот для записывания результатов.
Ход эксперимента:
- Приготовьте метровую линейку. Поместите большой и указательный пальцы на отметке 100. Приглашайте разных участников эксперимента по очереди. Выполняйте следующие шаги: попросите участника поместить указательный и большой пальцы с другой стороны линейки на отметке 0. Когда вы будете бросать линейку, участник должен успеть схватить её, быстро сжимая пальцы.
- Вначале проверьте основную реакцию. Бросьте метровую линейку и запишите расстояние (в сантиметрах), которое она проделает, прежде чем участник успеет её остановить.
- Повторите попытку пять раз. Подсчитайте среднее арифметическое.
- Повторите тест. На этот раз попросите участника разговаривать с кем-то по телефону, одновременно принимая участие в эксперименте.
- Повторите то же самое пять раз. Вычислите средний показатель.
- Повторите тест. Теперь участник должен набирать сообщение (одной рукой), одновременно принимая участие в эксперименте.
- Повторите пять раз. Высчитайте средний результат.
- Повторите шаги 2-8 для каждого участника.
- Оцените полученные результаты. Подсчитайте время реакции для каждого этапа эксперимента. Используйте формулу: d=0.5a*t2,
- Вычислите t, учитывая, что d – это расстояние, которое проделала линейка, a – ускорение с учётом гравитационной постоянной (9,8 м/с²).
- Вычислите скорость реакции V=d/t.
- Проанализируйте полученные результаты. Какой вид использования мобильного телефона больше влияет на скорость реакции? Насколько реакция изменилась во время набора текста для SMS? А во время разговора?
Вывод:
Как разговор по телефону влияет на скорость реакции? Как написание SMS влияет на скорость реакции?
Проект «Эффект навязчивой мелодии»
Всем знакомо выражение «засела песня в голове». Этот проект поможет найти подтверждение этой теории.
Цель – изучить феномен навязчивой мелодии (песни, которая застряла в голове).
Что нам понадобится:
- 40 добровольцев;
- отдельная комната;
- три разных песни, предпочтительно из разных жанров (например, классика и рок);
- музыкальный плеер;
- списки вопросов.
Ход эксперимента:
- Подготовьте списки вопросов для участников. В бланках должно быть указано время: через 15 минут после прохождения теста, через 30 минут, час, 3 часа, 10 часов, 24 часа, 36 часов, 48 часов). Также укажите вопрос, есть ли какая-то песня, которая звучит в голове каждый раз.
- Запишите отличительные черты выбранных песен, включая исполнителя, жанр и продолжительность. Укажите темп, ритм и обозначьте другие ключевые моменты. Эта информация будет полезной.
- Пригласите добровольцев в комнату. Запишите их возраст и пол.
- Включите одну песню – громко, но не слишком.
- Проиграйте эту песню три раза.
- Повторите шаги 4-5 с другими двумя песнями.
- Раздайте бланки для опроса участникам и проинструктируйте их. Они должны обозначить продолжительность звучания песен в голове. Напомните, что они должны указать любые навязчивые песни, даже если они не проигрывались в ходе эксперимента. Также они могут указать, что ни одна песня в голове в данный момент не звучит.
- Через два дня соберите бланки с ответами.
- Проанализируйте полученные данные. Какая песня оказалась самой навязчивой? Есть ли какая-то взаимосвязь между запоминающимися песнями и музыкальным оформлением (темп, ритм и т.д.)? Сколько понадобилось времени для того чтобы избавиться от прилипчивой мелодии? Влияют ли такие факторы, как пол и возраст? Возможно, песня, которая прозвучала, вытеснила другую? Появились ли другие навязчивые мелодии, которые заменили предыдущие?
Вывод:
Действительно ли одни песни способны застрять в голове больше, чем остальные? Насколько долго песня может звучать в голове?
Заключение
Благодаря проведенным проектам вы теперь знаете, что такое стимул и реакция. Также вы на практике увидели, как изучаются особенности поведения человека в бихевиоризме. Попробуйте развить это направление, проведя исследовательскую работу по измерению скорости реакции человека.