Содержание
Настроение – это эмоциональное состояние, которое имеет длительный характер и влияет на поведение человека. Оно обычно не связано с конкретным предметом или ситуацией, однако может меняться под действием различных факторов.
Можно выделить 3 основные его черты:
- Оно не предметно, а личностно и зависит от самого человека, его индивидуально-психологических особенностей, здоровья, опыта, мировосприятия.
- Это обобщенное эмоциональное состояние, не связанное с какой-то ситуацией, но проявляющееся во всех сферах жизни и влияющее на наше общение, работу и на отношение к действительности в целом.
- Оно многообразно и многопланово. Это сложное переплетение переживаний, которое иногда трудно описать даже самому человеку. Кроме того, невозможно точно предсказать результат влияния на него любых внутренних или внешних факторов.
Так как в нашей жизни всегда присутствует какое-то настроение, окрашивая ее самыми разными красками, создать четкую классификацию разных его видов довольно сложно. Чаще всего выделяют 3 вида:
- позитивное;
- негативное;
- нейтральное.
Эмоции – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
Включают 3 компонента:
- Переживаемое или осознаваемое психикой ощущение эмоции.
- Процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемые выразительные комплексы эмоций, в том числе, на лице.
Благодаря следующим проектам мы изучим, какое настроение формируется под влиянием на него определенной обстановки, еды или погоды, а также исследуем эмоции и их проявления.
Проект «Информация, передающаяся через касание пальцами»
Говорят, что пары намного лучше передают друг другу посредством прикосновения такие сложные эмоции, как зависть или гордость, чем более чужие люди.
Этот проект поможет рассмотреть, насколько хорошо люди, состоящие в отношениях, передают сложные эмоции через прикосновение, по сравнению с людьми, которые не состоят в паре.
Что нам понадобится:
- стол средних размеров;
- четыре стула;
- плотная тёмная ткань для занавески;
- крючки, петли или другие специальные механизмы для закрепления занавески;
- компьютер, принтер и бумага;
- 10 пар (желательно, чтобы люди были в паре не менее года);
- бумага и карандаши для анализа результатов.
Ход эксперимента:
- Распечатайте четыре списка эмоций: злость, смущение, зависть, благодарность, гордость, грусть, удивление, симпатия.
- Поставьте стол, а посередине повесьте занавеску, чтобы люди, с разных сторон, не видели друг друга.
- Раздайте всем парам списки, чистые листы бумаги и карандаши.
- Вначале протестируйте участников, разделив их на группы по четыре человека. Пары должны быть разделены.
- Пригласите по одному человеку из каждой пары и попросите сесть с одной стороны занавески. Они будут «передавать».
- Пригласите по одному человеку из каждой пары и предложите сесть с другой стороны занавески. Они будут «принимающими». Передающие и принимающие должны понимать свои задачи.
- Пусть принимающие протянут руки под занавеской в сторону передающих.
- Участники, которые будут передавать, должны выбрать по одной эмоции и постараться передать эту информацию принимающему посредством одного лишь прикосновения. Проинструктируйте участников, чтобы они не придерживались строгого порядка в списке, а передавали их в произвольном порядке. Они должны записать то, что передавали, чтобы в дальнейшем это можно было проанализировать.
- Принимающие должны попытаться угадать эмоции, которые им передают. Они также должны записывать. Также следует указывать, состоят ли они в паре или нет.
- После того, как испытуемые прошлись по всему списку, поменяйте их местами и повторите шаги 7-9.
- Повторите процесс для пар.
- Проанализируйте полученные данные. Определите в среднем, какая эмоция передается через прикосновения лучше всего. А какая сложнее? Понимают ли близкие люди друг друга лучше, чем чужие?
- Проведите этот опыт также для близких людей, например, родителей и детей, братьев и сестёр.
Вывод:
Какие эмоции лучше всего передаются через прикосновение? Какие передаются сложнее? Можно ли утверждать, что люди, состоящие в отношениях, лучше обмениваются эмоциями через прикосновение, чем другие люди?
Проект «Передача эмоций через микромимику»
Микровыражения – это короткие, непроизвольные лицевые выражения, которые появляются в ответ на определённые эмоции. Некоторые люди могут интерпретировать эту форму невербальной коммуникации лучше остальных.
Главная цель – оценить способность людей выявлять микровыражения на лице другого человека. Ученики попытаются определить, могут ли определённые группы людей «прочесть» лучше эти едва уловимые формы коммуникации, чем другие.
Что нам понадобится:
- компьютер;
- принтер;
- участники.
Ход эксперимента:
- Найдите примеры микровыражений и составьте свой собственный тест. Каждый вопрос теста должен включать изображение и несколько вариантов ответа. В качестве альтернативы вы можете использовать готовый тест, взятый в интернете.
- Соберите мужчин и женщин разного пола и возраста. В одной группе должно быть хотя бы 10 испытуемых.
- Попросите участников пройти тест на понимание микровыражений. Запишите полученные результаты.
- Проанализируйте результаты. Действительно ли люди одного пола справились с этим заданием лучше? Можно ли утверждать, что люди определённой возрастной категории лучше считывают других людей? Справились ли с поставленной задачей люди, принадлежащие к определённой группе, лучше, чем остальные?
Вывод:
Влияет ли возраст или пол на способность интерпретировать микровыражения?
Проект «Цветная или черно-белая фотография: что вызовет больше эмоций?»
Этот проект поможет определить, влияют ли по-разному цветные и чёрно-белые изображения на эмоциональную реакцию?
Что нам понадобится:
- компьютер с доступом в интернет;
- цветной принтер;
- бумага и карандаш для записей;
- 20 или больше участников.
Ход эксперимента:
- Найдите в интернете изображение разных эмоций. Например, вы можете подобрать фотографию ребёнка, плачущего на похоронах, устрашающее фото военных времён, нейтральное изображение человека, идущего по тротуару, радостно играющего ребёнка, праздничное изображение спортивной победы и т.д.
- Сделайте по две копии каждого кадра (одну цветную и одну чёрно-белую). Все изображения должны быть одинакового размера и качества.
- Покажите каждому испытуемому половину цветных фотографий и половину чёрно-белых. Каждая цветовая группа должна содержать весь набор эмоций. Показывайте по одной фотографии за раз. Записывайте, какие показанные фото были цветными, а какие нет.
- По мере демонстрации изображений, спрашивайте участника, что он чувствует. Какие эмоции у него возникают при виде этого изображения. Попросите его оценить их интенсивность по шкале от 1 до 5 (где 1 – едва уловимые эмоции, а 5 – очень сильные). Запишите ответ участника и его пол.
- Проанализируйте полученные данные. Действительно ли определённые типы фотографий (цветные или чёрно-белые) вызывают более сильные эмоциональные реакции? Можно ли утверждать, что цветные или чёрно-белые фотографии вызывают более положительные или отрицательные эмоции? Вы заметили какие-либо тенденции, характеризующие способность людей конкретного пола определять эмоции?
Вывод:
Действительно ли связаны цвет и эмоции? Вызывают ли цветная и чёрно-белая версии одной и той же фотографии разную эмоциональную реакцию?
Проект «Фотография или картина: что вызовет больше эмоций?»
Фотографии были изобретены в начале 19 века. Они стали новой вехой в истории развития человеческой культуры. Однако с древних времён люди создавали различные изображения, такие как рисунки или картины. Этот проект направлен на изучение эмоциональной реакции человека на одно и то же изображение, выполненное разными методами (при помощи фотоаппарата и кистей с красками). Могут черты изображения, привнесённые рукой художника, добавлять или убавлять силу изображения? Действительно ли незаконченная картина, независимо от точности детализации, даёт возможность зрителю дополнить её недостающими элементами в своём воображении, заставляя при этом почувствовать собственную сопричастность к процессу творчества, и предоставляя возможность получить более богатый опыт? Можно ли утверждать, что «реалистичность» фотографии придаёт ей больше значимости?
Этот проект поможет изучить реакцию на фотографии и живопись.
Что нам понадобится:
- компьютер с доступом в интернет;
- цветной принтер;
- бумага и карандаши для записей;
- 20 или больше участников.
Ход эксперимента:
- Найдите в интернете хотя бы десять картин и десять схожих фотографий, на которых изображена разная эмоция. Содержание, цвета, композиция и другие особенности каждой пары изображений (фото и картины) должны быть настолько схожими, насколько это возможно.
- Распечатайте копии найденных изображений в высоком качестве. Все изображения должны быть одинаковых размеров и качества.
- Покажите участнику изображение из каждой пары (половину фото, половину картин). Показывайте по одной картинке за раз. Разделите изображения. Покажите часть из них одной группе испытуемых, а часть другой. Это поможет избежать погрешностей.
- В процессе просмотра изображений, попросите охарактеризовать их, какая возникла эмоция при взгляде на картинку, а также оценить ее по шкале от 1 до 5 (где 1 означает едва уловимые эмоции, а 5 – сильные). Запишите ответы и пол участников.
- Проанализируйте полученные результаты. Вызывают ли картины более сильные эмоции? Или наоборот? Вы заметили какие-либо тенденции в реакции людей разного пола?
- Дополните полученные результаты объяснениями. Действительно ли художник привносит в картину нечто такое, что способно сильнее повлиять на эмоции других людей? Добавляет ли «реалистичность» фотографии больше значимости? Сформируйте гипотезу о том, как эмоциональное восприятие цвета, которое характерно для поэта или художника, влияет на их творчество.
Вывод:
Отличается ли эмоциональное восприятие одного и того же объекта, в зависимости от того, какой способ выбран для его изображения? Можно ли утверждать, что при взгляде на картину возникает более сильная эмоция, чем при знакомстве с фотографией? Или наоборот?
Заключение
С помощью проведенных проектов вы узнали, что такое настроение и какие существуют виды настроения. Теперь вы знаете намного больше о такой части жизни человека, как эмоциональная сфера. На первый взгляд она может показаться маловажной, но не спешите с выводами. Подумайте о том, что все в этом мире взаимосвязано. И внутренний настрой иногда играет большую роль в успехе, чем физическое здоровье или поддержка окружающих.
Если данная тема показалась вам интересной, обязательно продолжите исследования. Вы можете расширить предложенные опыты или проведите самостоятельный проект, например, про влияние цвета на настроение.